1. Начало эксперимента
С сентября 2025 года в 84 школах семи российских регионов стартует пилотный проект по выставлению оценок за поведение. В эксперименте примут участие учебные заведения Новгородской, Ярославской, Тульской и Ленинградской областей, а также ЛНР, Чечни и Мордовии. Оценивать поведение будут классные руководители у учеников с 1 по 8 класс. Выпускные классы в апробацию не включили, чтобы не создавать дополнительной нагрузки в период подготовки к экзаменам. По словам заместителя министра просвещения Ольги Колударовой, в дальнейшем планируется распространить эту практику на всех школьников.
2. История вопроса и общественное мнение
Инициатива возвращения оценок за поведение обсуждалась на Совете по правах человека с президентом Владимиром Путиным. Глава государства отметил, что не был в курсе отмены такой оценки и предложил, в случае её возвращения, сделать её равнозначной другим и действительно влияющей на учебный процесс. Было поручено до 1 июля собрать мнения экспертов и родителей, а с осени 2025 года начать апробацию.
Согласно опросу Superjob, идею поддерживают 59% россиян. Среди родителей согласие выражают 65%, причём отцы выступают «за» активнее (75%). Педагогическое сообщество демонстрирует самый высокий уровень одобрения — до 85%.
3. Цели и возможные риски
Правовед и бывший педагог Сейран Давтян считает, что основная цель нововведения — восстановить авторитет учителя и дисциплину в классах. Оценка может стать инструментом поддержки педагогов и формальным основанием для воздействия на систематически нарушающих правила учеников. Кроме того, она может помочь родителям вовремя заметить психологические или поведенческие проблемы у ребенка.
Однако существуют и опасения. Часть экспертов и родителей беспокоится, что оценка за поведение может превратиться в инструмент давления или формальный повод для перевода сложного ученика на домашнее обучение. Есть риск, что для некоторых подростков плохая оценка станет предметом гордости, а не стимулом к исправлению.
Ключевой вызов — избежать формализации воспитания, когда дети будут вести себя хорошо лишь «для галочки», а не из внутренних убеждений. Существует и психологический риск «эффекта Голема», когда навешивание ярлыка «плохого» поведения провоцирует его дальнейшее ухудшение.
4. Исторический контекст и мировой опыт
Оценки за поведение — не чисто советское изобретение. В РСФСР пятибалльная система была введена в 1943-1944 годах, фактически возродив практику царской России. В 1970-х её упростили до трёх уровней («примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное»), а в 1989 году, в ходе демократизации, вовсе отменили.
Сегодня подобные системы работают в разных странах. В Польше, Чехии, Германии, Франции, Индии и Сингапуре оценка поведения — часть школьной жизни. Например, в Германии она даже может учитываться работодателями, хотя исследования не подтверждают её значительного влияния на будущий успех. В то же время в Финляндии, Великобритании и многих школах США акцент сделан не на оценках, а на системе поддержки и поощрения позитивного поведения.
5. Как будет работать система?
Минпросвещения предлагает школам на выбор несколько моделей:
- Двухуровневая («зачёт»/«незачёт»). Наиболее простая для старта, минимизирует конфликты и субъективность, но требует обязательного комментария к «незачёту».
- Трёхуровневая (например, «образцовое»-«удовлетворительное»-«неудовлетворительное»). Более гибкая и понятная система, используемая, в частности, в Чехии.
- Пятиуровневая (от «отлично» до «неудовлетворительно»). Требует детальных критериев и прозрачных процедур апелляции, как в Германии, иначе резко возрастает субъективность.
Критерии оценки будут включать дисциплину, нормы общения, социальную активность и правомерность поведения. Для младших классов возможна упрощённая шкала, а для средних — система, напоминающая «управление репутацией», где нарушения («минусы») можно компенсировать полезными делами («плюсами»).
Чтобы снизить субъективность, предлагается коллегиальный подход: базовую оценку выставляет классный руководитель, но окончательное решение принимает совет из нескольких педагогов и администрации.
6. Выводы и перспективы
Возвращение оценки за поведение — это попытка вернуть школе воспитательную функцию, о которой много говорили в последние годы. Успех этой инициативы будет зависеть от тонкой проработки: ясных критериев, прозрачных процедур, защиты от злоупотреблений и акцента на развивающую обратную связь, а не просто на «клеймение».
Эксперимент в семи регионах покажет, станет ли эта мера действенным инструментом формирования культуры и уважения в школе или останется формальностью, увеличивающей стресс и для детей, и для учителей. Это важный шаг в дискуссии о том, должна ли современная школа ограничиваться «оказанием образовательных услуг» или же вновь стать институтом воспитания.
Обратите внимание: Анастасия Стецевят вернется на проект к топовому участнику дома-2.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вернется ли школа от «оказания образовательных услуг» к воспитанию детей, покажет эксперимент в региональных школах.