Глава Рособрнадзора Анзор Музаев высказал серьёзную критику в адрес современных школьных программ, указав на их чрезмерную насыщенность сложными темами.
По его словам, экспертный анализ показал, что от 15% до 30% материала в стандартной школьной программе составляют темы, которые в советское время изучались лишь на втором курсе университета. Чиновник связывает эту проблему со стремлением обеспечить «бесшовный переход» из школы в вуз, что, по его мнению, привело к неоправданному усложнению.
Музаев подчеркнул, что работа по исправлению ситуации ведётся интенсивно. Главная цель — не просто упростить программу для улучшения статистики по оценкам, а привести её в реальное соответствие с возможностями учащихся. Он отметил, что некоторые темы объективно не могут быть освоены школьниками в их возрасте, и учителя вынуждены их пропускать, что создаёт системную проблему, которую необходимо решать.
1. Взгляд руководства страны на проблему
Вопрос реформы школьного образования, в частности преподавания математики, поднимался и на высшем уровне. Президент Владимир Путин ранее заявлял о необходимости сделать естественнонаучные предметы, включая математику, более понятными и увлекательными для учеников.
Академик Алексей Семёнов объяснял падение интереса к математике тем, что многие рутинные вычисления теперь выполняются с помощью гаджетов. Он предлагал сместить акцент с механической зубрёжки формул на исследовательский подход, позволяющий детям самим «открывать» математические законы.
Профессор Татьяна Клячко видит корень проблемы в методике преподавания. По её мнению, абстрактность науки пугает детей, и ключом к пониманию является движение от знакомого жизненного опыта к теоретическим обобщениям.
2. Мнение эксперта: Александр Снегуров об истинных причинах кризиса
Более глубокий анализ ситуации даёт историк и заслуженный учитель России Александр Снегуров. В интервью он выделил комплекс причин, ведущих к потере интереса к учёбе в целом.
— Почему у детей пропадает интерес к математике?
— Интерес падает ко всем предметам из-за общей демотивации, усталости и зависимости от цифровых устройств. На учеников давит перегруженность программ, объёмные домашние задания, что приводит к невротизации. Математика сама по себе сложна для большинства, а её приоритетный статус, подобно русскому языку, лишь усиливает давление. При этом людей с математическим складом ума всегда было меньше.
— Связана ли проблема с акцентом на зубрёжку?
— Во многом да, и здесь огромную роль играет система ЕГЭ. Подготовка к этим экзаменам зачастую сводится к натаскиванию на решение типовых задач, а не к глубокому пониманию предмета. Человек может уметь мыслить и решать нестандартные задачи, но провалить ЕГЭ из-за его специфической формы. Снятие этой нагрузки могло бы значительно разгрузить образовательный процесс.
— Кому выгодно так сильно нагружать детей?
— Тем, кто ориентирован на формальные показатели и рейтинги. Администраторам от образования, для которых баллы и соответствие «мировым стандартам» важнее реальных знаний учеников. Существует ложное убеждение, что школьная программа должна немедленно включать в себя все новейшие научные достижения. В итоге дети не знают базовых вещей, но им пытаются дать элементы вузовской программы.
— Может, проблема в некомпетентности управленцев?
— Безусловно. Многие руководители в сфере образования не имеют ни соответствующего опыта, ни понимания её методологических основ. Это часто чиновники из других областей, которые не стремятся вникнуть в суть процессов. Их амбиции реализуются через постоянные инициативы и усложнения, которые лишь напрягают учителей и учеников, в то время как мнение практикующих специалистов игнорируется.
Обратите внимание: Александра Митрошина за день спустила около 3 млн рублей.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Александр Снегуров: Дети базовых вещей не знают, а им предлагают элементы вузовской программы.