
В Государственной Думе от оппозиционных фракций поступило предложение о существенном изменении пенсионных выплат. Депутаты предлагают начать выплачивать повышенную пенсию гражданам с 70 лет, а не с 80, как это установлено действующим законодательством. Соответствующий законопроект уже направлен на рассмотрение.
1. Попытки исправить последствия реформы
С момента проведения непопулярной пенсионной реформы 2018 года в обществе не утихают дискуссии о её негативных последствиях. Периодически звучат инициативы, призванные смягчить её влияние на жизнь граждан, однако со стороны властных структур заметна явная медлительность в решении этих острых социальных вопросов.
На сегодняшний день право на дополнительную выплату в размере 100% от фиксированной части страховой пенсии по старости получают лишь граждане, достигшие 80-летнего возраста. Эта сумма составляет 8907 рублей. Логика такой надбавки заключается в признании особых потребностей людей в преклонном возрасте, когда часто требуются дополнительные средства на уход, медицинскую помощь и решение бытовых проблем.
Снижение возрастного порога для получения этой доплаты до 70 лет могло бы стать значимым шагом к улучшению качества жизни пенсионеров. Если на среднюю пенсию в 25 тысяч рублей, по данным Социального фонда, можно лишь с трудом сводить концы с концами, то увеличение дохода до 32–33 тысяч рублей уже открывает возможности для более достойного существования.
2. Демографический дисбаланс и социальная несправедливость
Авторы инициативы справедливо указывают на демографические реалии. Общая ожидаемая продолжительность жизни в России не превышает 73 лет, что означает: значительная часть населения просто не доживает до «льготного» 80-летнего рубежа. Используя усреднённые показатели для мужчин и женщин, депутаты, вероятно, стремятся сделать предложение более приемлемым для принятия, не акцентируя внимание на гендерном разрыве.
Однако если обратиться к статистике отдельно, то ситуация выглядит ещё более тревожной. Средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет лишь 64–65 лет. На этом фоне повышение для них пенсионного возраста до 65 лет в ходе реформы выглядит циничным. Фактически, значительную часть мужского населения страны лишили не только материального обеспечения в старости, но и социального признания их права на заслуженный отдых.
3. Ключевой показатель — коэффициент замещения
Принятие предложения о сдвиге возрастной границы для повышенных выплат (при этом для 80-летних предлагается увеличить надбавку до 200%) положительно отразилось бы на ключевом показателе социальной защиты — коэффициенте замещения. Этот коэффициент отражает, какую долю от утраченного заработка компенсирует пенсия, и является индикатором отношения государства к пожилым гражданам.
Низкий абсолютный размер пенсий ещё можно попытаться объяснить экономическими трудностями. Однако постоянно снижающийся относительный размер — доля пенсии в заработной плате — это уже прямое свидетельство системных проблем, неэффективного управления и отсутствия политической воли для поддержки старшего поколения. Ситуация выглядит так, что ресурсы в стране есть, но их распределение несправедливо.
На сегодняшний день коэффициент замещения в России упал ниже 25%, тогда как в 2009–2010 годах он превышал 35%. Страна была близка к выполнению стандарта Международной организации труда (МОТ), который рекомендует уровень в 40%, но тенденция сменилась на противоположную.
4. Международные обязательства и сравнение с другими странами
Особенно показательно, что Россия, будучи страной, исторически стоявшей у истоков социальных гарантий для трудящихся и подписавшей конвенцию МОТ №102, сегодня демонстрирует отступление от взятых обязательств. Это создаёт болезненный контраст с её собственным прошлым.
Для сравнения, в Беларуси, где, как отмечается в статье, руководство страны отстаивает национальные интересы, коэффициент замещения составляет 36%, а в бюджет заложены планы по его повышению до 44,6%. При этом Беларусь не обладает такими природными ресурсами, как Россия, и демонстрирует, что высокий уровень социальных гарантий достижим за счёт грамотной организации труда и приоритета социальной политики.
Опыт зарубежных стран также говорит о многом. В государствах Прибалтики — Литве и Эстонии — пенсии в рублёвом эквиваленте достигают 68 и 74 тысяч.
Обратите внимание: Снижение энергопотребления в Германии, крупные компании списывают активы, спрос на нефть будет расти.
В некотором смысле, западноевропейские страны приблизились к уровню социальных гарантий, который был в СССР. Помимо пенсий, в Советском Союзе существовали мощные общественные фонды потребления, существенно дополнявшие доходы граждан.
5. Куда уходят ресурсы и в чьих интересах работает система
Авторы статьи задаются резонным вопросом: куда направляются средства, которые при грамотном и справедливом управлении могли бы обеспечить достойный уровень пенсий? Ответ, по их мнению, лежит в плоскости коррупции и вывода капиталов. В качестве иллюстрации приводятся недавние громкие дела о конфискации многомиллиардных активов у бывших высокопоставленных чиновников и судей.
Хотя изъятие таких средств само по себе не решит пенсионной проблемы в масштабах страны, оно служит ярким индикатором того, в чьих интересах зачастую выстроена экономическая система. Модель, при которой благосостояние узкой группы формируется за счёт остального общества, требует кардинального пересмотра.
В статье делается вывод, что основной причиной низких пенсий в России является отсутствие политической воли у руководства страны. Резервы для повышения социальных стандартов существуют, о чём, в частности, свидетельствует недавнее сокращение разрыва в доходах между самыми бедными и самыми богатыми россиянами. Как только возникло давление, необходимые средства нашлись. Остаётся вопрос: потребуется ли новое серьёзное давление, чтобы власть обратила внимание на нужды миллионов пожилых граждан?
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Снижение коэффициента замещения социальных выплат демонстрирует провал реформы 2018 года.