Сдвиг сроков: серийное производство российских самолетов МС-21 и SJ-100 отложено до 2025-2026 годов

Программа импортозамещения в российской авиационной промышленности столкнулась с серьезными вызовами, что привело к переносу сроков запуска серийного производства ключевых моделей самолетов. Как сообщает издание «Коммерсантъ», основные поставки отечественных лайнеров откладываются как минимум на два года.

1. Причины задержек и новые сроки

Основными факторами сдвига графиков стали значительное отставание в проведении летных испытаний и несоответствие представленного оборудования первоначально заявленным техническим характеристикам. В связи с этим Минпромторг и Ростех официально объявили о переносе начала серийного производства самолета МС-21 с 2025 на 2026 год. Аналогичные корректировки коснулись и сроков поставок других моделей: SJ-100, Ту-214 и Ил-114-300. Ранее власти планировали запустить серийный выпуск уже в 2024 году.

Как отмечает РБК, в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) поясняют, что партнерам и поставщикам пришлось создавать совершенно новые производственные системы практически с нуля, проводить полный цикл тестирования и налаживать массовый выпуск в условиях крайне сжатых сроков, что натолкнулось на объективные ограничения.

2. Технические сложности и текущий статус проектов

Среди конкретных проблем эксперты выделяют превышение расчетной массы некоторых самолетов, что негативно сказывается на таких ключевых параметрах, как дальность полета и масса полезной нагрузки. В «Ростехе» журналистам сообщили, что окончательный облик полностью импортозамещенного МС-21 сформируется только во второй половине текущего года.

Проект SJ-100 столкнулся с серьезными трудностями в доводке двигателя ПД-8, чьи характеристики пока не подтверждены окончательно. Решение этих и других сложных технических вопросов потребует дополнительного времени.

3. Мнение экспертов: от оптимизма до скепсиса

Авиационный эксперт Роман Гусаров призывает не паниковать, отмечая, что задержки касаются в первую очередь серийных поставок, а не самого производства. По его данным, сборка самолетов уже ведется: на предприятии в Комсомольске-на-Амуре находятся девять SJ-100, а всего собрано 16 машин этой модели и 12 МС-21. Эти самолеты будут храниться до завершения испытаний и сертификации всех систем, что является стандартной практикой в авиастроении. Гусаров подчеркивает, что подобные задержки характерны и для западных производителей, таких как Boeing и Airbus, и выражает уверенность в том, что благодаря масштабным инвестициям последних лет российская промышленность обладает потенциалом для создания современных лайнеров.

В то же время Олег Смирнов, член наблюдательного совета Ространснадзора, критикует синхронность заявления о переносе сроков с посланием президента о развитии экономики и авиаперевозок. Он указывает на фундаментальные проблемы программы, изначально предусматривавшей выпуск более 1000 самолетов: отсутствие серийного производства двигателей, дефицит квалифицированных кадров, зависимость от импортного станкостроения и недостаток производственных мощностей для изготовления сотен тысяч комплектующих. Смирнов считает, что даже выполнение половины скорректированного плана (около 600 самолетов) станет значительным достижением, но для этого необходима системная работа по восстановлению всей цепочки — от профессионального образования до создания собственной производственной базы.

Таким образом, российское авиастроение находится на сложном этапе реализации амбициозной программы импортозамещения. Несмотря на технические успехи, такие как разработка композитных материалов для крыльев МС-21, для преодоления системных вызовов и выхода на запланированные объемы производства потребуется время и комплексные меры поддержки отрасли.

Обратите внимание: Отстать нельзя догонять: Россия на рынках передового производства.

Все последние новости и самое важное об импортозамещении можно найти в теме «Свобода прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Запуск серийного производства самолета переносится на 2025−2026 гг..