Процесс импортозамещения в авиастроении затянулся, а программа поставок самолетов отечественного производства отложена как минимум на два года, пишет "Коммерсантъ».
Издание называет две причины задержки. Одна из них заключается в том, что испытания нового самолета проводятся со значительным опозданием, а кроме того, представленное оборудование не соответствует первоначально заявленным характеристикам.
Поэтому Минпромторг и Ростех уже заявили, что начало серийного производства самолета МС-21 перенесено с 2025 на 2026 год. Кроме того, на более поздний срок перенесены поставки SJ-100, Ту-214 и Ил-114-300. Ранее серийное производство обещали начать в 2024 году.
Согласно сообщению РБК, Объединенная авиастроительная корпорация заявила: «Сотрудничающим компаниям потребуются совершенно новые системы, перестройка возможностей с нуля, полное тестирование и необходимость начать массовое производство в условиях цейтнота. Но это сталкивается с объективными ограничениями.
Кроме того, некоторые самолеты оказались тяжелее, чем ожидалось. Это снижает массу полезной нагрузки и дальность полета. Для начала поговорим о МС-21. Что касается самолета, в "Ростехе" журналистам сообщили: "Окончательный вид самолета полного импортозамещения будет сформирован во второй половине этого года».
Что касается SJ-100, то здесь имеются серьезные проблемы с двигателем ПД-8, характеристики которого пока не подтверждены. Есть и другие сложные вопросы, решение которых потребует времени.
Роман Гусаров, авиационный эксперт и главный редактор портала сайт Avia.ru, считает, что паниковать не стоит и задержки касаются серийных поставок самолетов, а не серийного производства самолетов.
— Массовое производство автомобилей уже идет и не остановится. Например, на днях один из наших блоггеров сообщил с предприятия в Комсомольске-на-Амуре, где производят SJ-100. На территории компании были припаркованы девять автомобилей. По моим данным, всего было собрано 16 самолетов. Здесь собрано двенадцать МС-21.
«СП»: Что сложного при сборке автомобиля?
"Они будут храниться на складах до завершения испытаний всех систем. Например, поставка первых шести МС-21 планировалась на конец 2024 года, но была перенесена на 2025 год. Как только испытания завершатся, Проходят летные испытания и сертификация всех систем.Дело в том, что при сертификации всегда выявляются различные недостатки и их необходимо устранять, поэтому на это потребуется время.Но при этом, я думаю, план поставок будет выполнен.Это просто будет передано больше машин, чем планировалось.
«СП»: В чем сложность «Супер Джета»?
— Основная работа здесь — доводка двигателя ПД-8. В настоящее время этот процесс находится на стадии летных испытаний. Это означает, что до 2026 года это займет еще больше времени. В целом от первого полета до передачи заказчику финальной версии машины обычно проходит около двух лет.
Хочу отметить, что изначально заявленный срок разработки импортозамещающих самолетов, конечно, не очень реалистичен. Всегда есть вещи, которые необходимо исправить или улучшить в процессе, и никому не удавалось выполнить все требования с первой попытки. Причем это характерно не только для нашей компании, но и для западных производителей: у Boeing и Airbus время между плановым и фактическим сроком постройки машины обычно составляет несколько лет. Но вы можете включить некоторые недостающие звенья других компаний. И вы знаете, у нас жесткие санкции.
Тем не менее, сегодня благодаря технологическому оснащению авиационной промышленности мы можем реализовать наши планы. Десять лет назад я бы усомнился в их реализме. Но в последнее время были вложены очень большие суммы денег и увеличился научный, технологический и человеческий потенциал.
Обратите внимание: Отстать нельзя догонять: Россия на рынках передового производства.
Поэтому сегодня мы вполне способны производить современные, качественные самолеты.Олег Смирнов, член наблюдательного совета Ространснадзора, почетный летчик СССР, заместитель министра гражданской авиации СССР, сообщил, что сообщение о двухлетней отсрочке поставок самолетов было отправлено в день вступления в должность президента России отметил, что это было сделано. Он выступил с речью в Конгрессе.
То есть президент говорит о развитии экономики страны, производстве новых самолетов, необходимости увеличения авиаперевозок в 1,5 раза, и одновременно есть заявление ОАК о переносах сроков. Производство самолета МС-21 продолжалось два года. Конечно, это глупый шаг. Я мог бы подождать день-два, но это оказалось совершенно нецелесообразно. Говорят, слова есть слова, и мы отложим поставку оборудования на несколько лет.
Хотя это обосновано объективными причинами, оказалось, что главу государства подставили, когда он отчитывался о реализации программы. Когда мы впервые подписали программу по производству более 1000 самолетов отечественного производства, было понятно, что реализовать ее невозможно. Как экспертам, непонятно, кто и зачем будет создавать такой документ.
«СП»: Почему вы так скептически относитесь к этой программе?
— Более 1000 самолетов — это 2000 двигателей и сотни тысяч деталей к ним, и их не собрать на коленях. Ведь их приходится изготавливать на специальных заводах, на особых станках, из особых материалов, сплавов и т д. Где я могу получить это?
Ведь ни один двигатель ПД сегодня серийно не производится. А двигатель - более сложное изделие, чем самолет по своей инженерно-технической природе.
Позже из более чем 1000 самолетов, заявленных в программе, осталось 600, а малые самолеты были сняты. Но еще нужно произвести 1000 двигателей и тысячи комплектующих, причем неясно, где они будут производиться. Пока объем необходимых производственных мощностей не виден. Также двигатель не сертифицирован. Но это требует много времени.
«СП»: Но они пытаются найти какие-то решения.
— Когда американцы отказались поставлять сплавы для крыльев самолета МС-21, наши ученые нашли выход и создали сплавы из композиционных материалов. Это вызывает у них уважение и восхищение. Но мы сильно отстаем в авионике. Основная проблема – отсутствие необходимого количества специализированных рабочих, таких как инженеры, техники, ученые и рабочие. Со времени целенаправленного разрушения гражданской авиации нашей страны наблюдается нехватка самолетов. Однако программа не предусматривает целевых расходов на развитие человеческих ресурсов. Нам необходимо восстановить нашу систему профессионального образования.
Тем более у нас нет своего станкостроительного производства. Импортная техника, которая была поставлена ранее, просто сгниет, если прекратить поставки комплектующих. Причем эту программу осуществляют те, кто ранее участвовал в уничтожении авиапрома нашей страны. И есть острая необходимость исключить их из экономической сферы.
Потому что без авиации России не было бы, учитывая протяженность нашей территории и отсутствие на 60 процентах ее автомобильных и железных дорог. Если более половины плана будет выполнено, даже в краткосрочной перспективе, это будет шагом к возрождению авиационной промышленности.
Все последние новости и самое важное об импортозамещении можно найти в теме «Свобода прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Запуск серийного производства самолета переносится на 2025−2026 гг..