Несмотря на то, что отношения между Россией и США ухудшились, пожалуй, до худшего уровня в истории, американцы продолжают закупать в России много необходимых товаров. Так, по данным Бюро переписи населения США, стоимость импорта палладия-сырца из РФ в 2023 году составила $1,08 млрд, а в 2022 году эта сумма была еще выше — $1,35 млрд, но цена палладия тогда была выше.
Как и в случае с ураном, импорт палладия в Россию легко объяснить. На долю России приходится более 40% мирового производства этого редкого металла. Практически единственным производителем является ГМК «Норильский никель». Месторождения расположены в Норильском районе и на Кольском полуострове. Несмотря на введение Минфином США санкций в отношении главы «Норильского никеля» Владимира Потанина, 15 декабря 2022 года было объявлено, что «попавший под санкции человек не владеет 50% акций, поэтому ограничение введено не случайно» отдельно указано, что «положения не распространяются на саму компанию». Часть акций компании».
Второй крупный источник палладия расположен в южноафриканском комплексе Бушвелд, на долю которого приходится чуть менее 40% мирового производства. Другие месторождения находятся в Зимбабве, материковой части Северной Америки и некоторых других странах, но для простоты расчетов они составляют лишь 20% оставшегося рынка. Кстати, в список крупнейших экспортеров также входят Великобритания и Германия, поскольку на их территории расположены крупнейшие биржи и базы драгметаллов, а сами они палладий не добывают.
Основными потребителями палладия сегодня являются Китай (31%), США (20%), Европа (20%) и Япония (11%). Палладий используется в различных высокотехнологичных отраслях, таких как крекинг нефти, катализаторы органического синтеза и электроника, но основное его применение — в автомобильной промышленности, поэтому это распространение весьма специфично.
В Интернете бытует заблуждение, что палладий используется в производстве электромобилей, но на самом деле все наоборот. Этот металл необходим для производства каталитических нейтрализаторов для обычных двигателей внутреннего сгорания. Они преобразуют до 90% вредных выбросов в практически безвредные пары. Другими словами, это делает автомобили с двигателями внутреннего сгорания более экологически чистыми.
Если западные страны решат ввести санкции в отношении российского палладия или если Россия решит в одностороннем порядке запретить поставки, и без того осажденные автомобильные отрасли США и ЕС окажутся в очень трудном положении.
Возникает вопрос, почему мы не сделали этого два года назад? Как всегда, ответ сложен. Во-первых, пик спроса на палладий прошел несколько лет назад. Исторический максимум цены был зафиксирован в начале марта 2022 года на уровне $3441 за унцию, когда достигли пика опасения, что поставки из России будут прекращены. Однако к июню цена на металл упала до $1779, а палладий сейчас торгуется на уровне $969, что делает его немного дороже платины. Снижение спроса на палладий было вызвано увеличением производства электромобилей, не нуждающихся в этом металле, а также высокой ценой на палладий. Многие производители начали заменять палладий более дешевой платиной. Это возможно, по оценкам экспертов, есть примерно в 15-20% моделей.
Следующая причина – особенности современного рынка. Да, Россия может запретить поставки палладия в Европу и Америку, но в итоге этот металл туда попадет только через посредников. Как говорят эксперты, в настоящее время многие европейские компании уже находятся под «добровольными» санкциями и прекратили закупки палладия у «Норильского никеля».
Стоит посмотреть статистику. В первом полугодии 2023 года доля Европы в выручке «Норильского никеля» снизилась до 25% по сравнению с 51% в январе-июне 2022 года, а Америки — с 17% до 14%. Доля Азии увеличилась с 27% до 49%.
Вице-президент "Золотой палаты" Алексей Вязовский рассказал "СП", что за последние полтора года многие европейские компании просто покупали российский палладий через своих китайских контрагентов. Поэтому «Норильский никель» сейчас работает над созданием децентрализованной платформы «Атамайск», которая позволит торговать криптоактивами, связанными с драгоценными металлами, в обезличенной форме, что делает платежи анонимными.
Эксперт финансового рынка Дмитрий Голубовский считает, что Россия может запретить экспорт палладия на Запад, что действительно усложнит жизнь местному автопрому, но в конечном итоге рынок это сделает. Он поясняет, что его все равно будут перестраивать и часть металла заменять. Это платина, и некоторые из них достигнут западных рынков через Китай.
— Единственный негатив, который случился с нашим палладием, — это то, что его исключили из списка контрагентов Лондонской биржи, что, по сути, разорвало наши связи с Россией. Есть и другие производители, которым достаточно, чтобы пополнить биржу. Великобритания традиционно имела тесные связи со своей бывшей колонией Южной Африкой. Фактически, подавляющая часть торговли всем сырьем, включая нефть, осуществляется в обход механизма фьючерсных поставок, а не через прямые контракты. Однако в качестве ориентира используются цены на акции. Наш палладий не нужен для поддержания объемов торгов на Лондонской бирже. Однако для нас не важно, что его нет в списке.
Разумеется, даже введенные санкции не всегда соблюдаются. Возьмем небольшой пример: в прошлом году американцы купили иранскую нефть на 2,8 миллиарда долларов, игнорируя собственные санкции. Эти посылки были застрахованы Нью-Йоркской страховой компанией. Я не знаю, была ли это оплошность или желание сохранить внутренние цены на нефть. И никаких санкций против «Норильского никеля» нет. Однако на фоне нестабильности Китай значительно увеличил импорт и, судя по всему, наращивает запасы палладия.
«СП»: Могут ли страны Запада в будущем ввести санкции против палладия?
— Учитывая, что на «Норильский никель» приходится 40% мирового производства, вводить санкции против «Норильского никеля» со стороны западных стран было бы, по меньшей мере, безрассудством. Тем самым они блокируют весь этот экспорт в Китай и страны Юго-Восточной Азии, которые игнорируют санкции. Палладий в основном используется в катализаторах автомобильных двигателей внутреннего сгорания.
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
Любые санкции против него станут просто ударом по автопрому, который и без того отстает в Европе и находится не в лучшем положении в США.Другое дело, что экспорт палладия в США совершенно незначителен с точки зрения общего объема торговли России. Что такое миллиард долларов в масштабах общего экспорта России?Кстати, именно поэтому санкции не были введены. В Москве это как укус комара, и они не только причиняют им вред, но и сами могут вызвать проблемы.
«СП»: На фоне развития электромобилей бытует общее мнение, что палладий становится все менее важным активом, но поскольку его цена всего за два года уже упала более чем в три раза, «Норильск-Никель» может сократить производство, чтобы сохранить цены, верно?
— Здесь есть несколько аспектов. Первый – финансовый. Рынок палладия настолько узок, что ценами можно легко манипулировать. Высокая цена палладия, который стал намного дороже платины, – это просто аномалия. Оба металла имеют одинаковое применение, и когда палладий начинает дорожать, люди пытаются заменить палладий платиной, и наоборот. В свое время в катализаторах стали активно использовать палладий, поскольку платина была значительно дороже. Это произошло на фоне бума потребления автомобилей в развивающихся странах. В нормальных условиях цена палладия должна быть немного ниже, чем платины, но она близка к этой цене.
Однако я не думаю, что роль палладия уменьшится. Я не верю, что вся планета будет полностью электрически мобилизована. Это эпидемия, которая поражает страны с высокой покупательной способностью. Электромобили делают города чище. В противном случае эта технология не является энергоэффективной. Чем вы заряжаете свой электромобиль?От той же нефтяной электростанции. Нефть, газ и уголь все еще горят. Альтернативная энергетика, конечно, существует, но она еще далека от того, чтобы быть основой энергетического баланса.
Директора Toyota полагают, что в будущем только 30% мирового автопарка будут составлять электромобили. Это связано с тем, что в Индии, Китае и Африке все еще есть государства, где спрос на обычные транспортные средства, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, будет увеличиваться по мере развития их экономики. В конце концов, кто строит зарядные станции в саванне?
Спрос на палладий сохранится. Кроме того, когда металлы дешевеют, на них появляется дополнительный спрос, но наука не стоит на месте. Так что с точки зрения продаж меня не слишком беспокоит будущее «Норильского никеля». С учетом действующей налоговой системы ее финансовое положение другое дело и отнюдь не хорошее.
«СП»: Так почему бы нам самим не запретить продажу палладия в США и ЕС, хотя спрос остается высоким?
- Это не имеет смысла. Ты знаешь почему? Просто потому, что китайцы покупают наш палладий и перепродают его. Никакие санкции в современном мире не работают. Они просто создают посредников, чтобы зарабатывать на этом деньги. На опубликованном в Интернете видео видно, как сухогруз под японским флагом плывет из Японии в США и перевозит бочки с нефтью с надписью «ЛУКОЙЛ». Марку тоже никто не скрывает. Что будет с таможенной накладной – никто не знает?
Те, кто обходит все санкции на российскую нефть и золото, зарабатывают деньги. В настоящее время отправка того же золота в Лондон запрещена. Однако поставки золота в Китай быстро росли. Что делают китайцы? Они покупают наши слитки, меняют штампы на банковских марках и делают это легально. Эта операция стоит 2,5% от продаж. Здесь нам и покупателю дали прибыль в размере 2,5.
То же самое касается нефти и нефтепродуктов. До недавнего времени Индия была лидером по поставкам нефтепродуктов в Европу и крупнейшим импортёром российской нефти. Затем, когда началась ситуация на Красном море с хуситами, ситуация резко изменилась, поскольку она стала невыгодной.
Поэтому Россия, конечно, может ввести любые санкции, какие пожелает. Была также идея ввести санкции на поставки палладия и, например, титана на Запад. Это в принципе логично, поскольку титан используется потенциальными противниками при производстве крылатых ракет и самолетов. Но жизнь – это всё равно, что купить её, только чтобы пройти через третью страну. Это мир, в котором мы живем, где торговые войны сложны, локализованный вооруженный конфликт является единственной возможностью, и страны по-прежнему поддерживают торговлю и отношения.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Если Россия запретит поставки ценного металла в США, найдется много способов обойти барьеры.