Российский палладий и санкции: почему запрет экспорта в США не станет фатальным для Запада

Отношения между Россией и США находятся на историческом минимуме, однако это не мешает американскому бизнесу закупать в России стратегически важные товары. Яркий пример — палладий. Согласно данным Бюро переписи населения США, в 2023 году импорт необработанного палладия из РФ составил 1,08 миллиарда долларов. Годом ранее эта сумма была еще выше — 1,35 миллиарда долларов, что отчасти объяснялось более высокой ценой на металл в тот период.

1. Мировой лидер в производстве

Причина такой зависимости очевидна: Россия контролирует свыше 40% мирового производства этого редкого металла. Практически весь объем обеспечивает горно-металлургическая компания «Норильский никель», чьи месторождения сосредоточены в Норильском районе и на Кольском полуострове. Интересно, что, несмотря на персональные санкции Минфина США против главы компании Владимира Потанина, в декабре 2022 года было официально разъяснено, что сами санкции на «Норникель» не распространяются, поскольку Потанин не владеет контрольным пакетом акций.

Вторым по значимости источником палладия является южноафриканский комплекс Бушвелд, на долю которого приходится около 40% мирового производства. Оставшиеся 20% рынка делят между собой месторождения в Зимбабве, Северной Америке и других странах. Примечательно, что в списке крупных экспортеров фигурируют также Великобритания и Германия, которые сами палладий не добывают, но являются ключевыми финансовыми и торговыми хабами для драгоценных металлов.

2. Ключевой металл для автопрома

Основными потребителями палладия сегодня являются Китай (31%), США (20%), Европа (20%) и Япония (11%). Этот металл находит применение в нефтепереработке, электронике и химическом синтезе, но его главная роль — производство каталитических нейтрализаторов для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Существует распространенное заблуждение, что палладий нужен для электромобилей, однако это не так. Напротив, его значение возрастает именно для традиционного автопрома, поскольку нейтрализаторы на основе палладия позволяют преобразовать до 90% вредных выбросов в практически безопасные вещества, делая обычные машины экологичнее.

Таким образом, гипотетические санкции против российского палладия или добровольный запрет на его экспорт со стороны России могли бы серьезно ударить по автомобильной промышленности США и ЕС, которая и без того сталкивается с множеством вызовов.

3. Почему запрета до сих пор не было?

Возникает закономерный вопрос: почему Россия не воспользовалась этим рычагом давления раньше? Ответ заключается в комплексе факторов. Во-первых, пик спроса на палладий, похоже, остался в прошлом. Исторический максимум цены (более 3400 долларов за унцию) был зафиксирован в марте 2022 года на фоне опасений срыва поставок из России. Однако к настоящему моменту цена рухнула до уровня около 969 долларов за унцию, сделав палладий лишь немногим дороже платины. Снижение спроса вызвано ростом производства электромобилей, которым этот металл не нужен, а также активной заменой палладия более дешевой платиной в катализаторах (возможна для 15-20% моделей).

Во-вторых, специфика современного глобального рынка такова, что прямой запрет часто приводит лишь к появлению посредников. Многие европейские компании уже формально отказались от закупок у «Норникеля», но продолжают получать российский металл через третьи страны. Статистика это подтверждает: за первое полугодие 2023 года доля Европы в выручке «Норникеля» упала с 51% до 25%, а доля Азии, напротив, выросла с 27% до 49%.

Как пояснил «СП» вице-президент «Золотой палаты» Алексей Вязовский, европейские компании уже более полутора лет закупают российский палладий через китайских контрагентов. В ответ «Норникель» разрабатывает децентрализованную платформу «Атамайск» для анонимной торговли токенизированными активами, обеспеченными драгметаллами.

4. Санкции: больше вреда, чем пользы?

Эксперт финансового рынка Дмитрий Голубовский считает, что Россия, безусловно, может запретить экспорт палладия на Запад, что создаст временные трудности для автопрома. Однако рынок адаптируется: часть металла заменят платиной, а часть все равно попадет в США и ЕС через Китай или другие страны. Единственным ощутимым негативным последствием для России стало исключение ее палладия из списка контрактов Лондонской биржи металлов (LME), что разорвало прямые торговые связи. Однако, как отмечает эксперт, для поддержания биржевых оборотов хватает и других производителей, например, из Южной Африки.

Голубовский подчеркивает, что вводить санкции против «Норникеля» для Запада было бы безрассудством, так как это заблокировало бы экспорт металла в Китай и страны Юго-Восточной Азии, которые санкции игнорируют. Это нанесло бы удар по и без того испытывающему трудности автопрому. При этом для России экспорт палладия в США (около миллиарда долларов) — капля в море общего товарооборота, поэтому ответные санкции со стороны Москвы были бы скорее символическими и могли бы создать больше проблем, чем решить.

5. Будущее палладия и «Норникеля»

Несмотря на бум электромобилей, эксперты не считают, что эра палладия подходит к концу. Рынок этого металла узок, и цены на него подвержены сильным колебаниям. В нормальных условиях его цена должна быть близка к цене платины, но немного ниже. Голубовский скептически оценивает перспективы полной электрификации мирового автопарка, указывая, что в развивающихся странах Азии и Африки спрос на автомобили с ДВС будет расти еще долго. К тому же, как отмечают в Toyota, к 2030 году лишь около 30% мировых продаж могут приходиться на электромобили.

Таким образом, спрос на палладий сохранится. Более того, низкая цена может стимулировать его применение в новых технологических областях. Поэтому с точки зрения сбыта будущее «Норникеля» выглядит стабильным, хотя его финансовое положение осложняется действующей в России налоговой системой.

6. Вывод: санкции в современном мире — фикция?

Главный вывод экспертов заключается в том, что в современном глобализированном мире любые торговые барьеры легко обходятся. Запрет России на экспорт палладия (или, например, титана, критически важного для аэрокосмической промышленности) привел бы лишь к появлению цепочки посредников, которые будут на этом зарабатывать. Яркие примеры — схема перепродажи российского золота через Китай (где слитки просто перештамповываются) или поставки российской нефти и нефтепродуктов в Европу через Индию.

Как резюмирует Голубовский, мир устроен так, что даже в условиях локальных военных конфликтов торговые связи не рвутся, а лишь трансформируются. Поэтому любые санкции или контрсанкции в конечном счете создают дополнительные издержки, но не могут полностью остановить товарные потоки.

Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Если Россия запретит поставки ценного металла в США, найдется много способов обойти барьеры.