Протест во Владивостоке: автовладельцы против резкого роста утилизационного сбора

В субботу во Владивостоке состоялся согласованный митинг, участники которого выступили против планов Минпромторга значительно повысить ставки утилизационного сбора на автомобили. Это была первая за долгое время санкционированная акция протеста в городе.

1. Требования протестующих

Около 500 человек, собравшихся у Дома молодёжи, представляли не только Владивосток, но и другие города Приморского края. Их главным лозунгом было: «Хватит грабить свой народ!». Участники требовали отменить инициативу, утверждая, что государство должно поддерживать отечественный автопром через создание условий для здоровой конкуренции и повышение прозрачности, а не за счёт ограничений на ввоз иномарок. На плакатах были написаны ёмкие фразы: «Им Мерседесы, а нам Жигули», «Я патриот, но не идиот», «Доступные машины — справедливый сбор», «Сначала дороги — потом сборы». По итогам митинга было составлено и подписано коллективное обращение к председателю правительства Михаилу Мишустину с требованием остановить повышение ставок.

2. Контекст и масштаб проблемы

Инициатива по реформе утилизационного сбора исходит от российских автопроизводителей, в первую очередь от АвтоВАЗа, которые не выдерживают ценовой конкуренции с иностранными брендами. Власти планируют привязать размер сбора к мощности двигателя, что сделает ввоз в Россию иномарок мощностью более 160 лошадиных сил значительно дороже. Однако эта мера ударит по целым регионам. Во Владивостоке, например, по некоторым оценкам, каждый шестой житель так или иначе связан со сферой импорта и обслуживания автомобилей.

3. Кому грозят огромные платежи?

Для большинства россиян, чьи автомобили имеют мощность до 160 л.с. (а таких в стране около 88%), ситуация не изменится. Колоссальный удар придётся по тем, кто планирует ввозить мощные машины. Например, утильсбор на новый кроссовер Geely Monjaro (238 л.с.) для физических лиц может вырасти с 3,4 тысячи рублей до 952 тысяч — почти в 280 раз. Для гибридных и электрических автомобилей льготный порог ещё ниже — 80 л.с., поэтому платеж за гибрид Lixiang L7 (197 л.с.) может составить 1,83 млн рублей, что в 537 раз выше текущей ставки.

4. Административные сложности и критика

Против нововведений высказалась не только общественность, но и Федеральная таможенная служба (ФТС). Заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин указал на отсутствие единого нормативного документа для расчёта сбора и разные методики определения мощности для различных типов транспорта. Это грозит произвольными доначислениями и противоречивыми решениями на местах. ФТС предложила Минпромторгу систематизировать правила, но к намеченной дате 1 ноября такого документа пока нет.

5. Риски для покупателей и возможные последствия

Особенно сложная ситуация складывается для физических лиц, которые уже оплатили автомобили по старым ставкам, но из-за логистических задержек получат их после 1 ноября. Им могут предъявить требования доплатить сотни тысяч или даже миллионы рублей, при этом отказаться от покупки уже невозможно. Эксперты отмечают, что новый сбор сильнее всего затронет ограниченное число регионов, таких как Москва, Сахалинская и Магаданская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, где доля мощных автомобилей выше. В то же время не исключено, что изобретательные граждане и бизнес найдут способы обойти новые правила, например, ввозя машины в разобранном виде как запчасти.

Обратите внимание: Больше всего участников «цифрового прорыва» из Приморья стали финалистами.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Участники митинга в столице Приморья пытались достучаться до московских чиновников.