
Спрос на агротуризм в России стремительно растёт. Минсельхоз рапортует: по итогам 2025 г. гостеприимных фермеров посетят в общей сложности 650 тыс. туристов, тогда как годом ранее их число составляло около 400 тысяч. Увеличение спроса — более 60%.
Но доля именно агротуризма — мизер относительно общего турпотока внутри страны, который оценивается в 94 млн поездок.
На сегодня в данном сегменте наиболее востребованы: сыроделие, разведение пчел, виноградарство, рыбная ловля. Если и дальше так пойдёт, в ближайшем будущем возможен четырёхкратный рост туробъектов на селе. Отдых там постепенно набирает популярность, привлекая инвестиции и стимулируя локальную экономику, принося фермерам дополнительный доход до 250 млрд рублей ежегодно.
Люди устают от городской суеты, хотят сменить обстановку. И теперь к их услугам всевозможные сыроварни и сыродельни от Карелии и Псковской области до Алтая, от Адыгеи до Камчатки. Их по стране сотни, если не тысячи.
Большинство предлагают экскурсии на производство, дегустации, мастер-классы по местной кухне, проживание в гостевых домиках. Можно наблюдать весь цикл начиная от дойки коровы или кобылы, потом попробовать айран или кумыс, ощущая связь с землей и древним ремеслом. Рядом очень кстати могут оказаться виноградники и винодельни с винокурнями, причём не только на Кубани, в Крыму или на Ставрополье, где сформировались целые винные кластеры. В России вообще-то в куда большем почёте «хлебное вино» и всевозможные наливки.
Независимый турагент Алла Александрова уверяет, что винные туры — наше всё:
— Экскурсии могут проходить по виноградникам, а могут и по хмельникам, или просто по полям овса и ячменя, ожидающих превратиться в пивной солод. Тут вам и круглосуточные дегустации, и гастрономические радости, начиная с завтрака, через обед и до самого ужина. И конечно фестивали, например, «Боспорские агоны» в Крыму, «Усадьба Дивноморское», «Золотая Балка» и многое другое. Есть возможность прикоснуться к культуре любого премиального напитка, сделать красивые фотосессии.
«СП»: Один из самых душевных и «вкусных» форматов, это, наверное, поездка на пасеку?
— Да, там в полной экипировке можно выслушать рассказ о жизни пчел, с мастер-классом по откачке меда и созданию свечей из воска, дегустацией разных сортов меда и, конечно, медовухи. На самом деле сладости любят не все, а вот самодельную медовуху по чуть-чуть — попробовали бы многие из тех, кто себе в состоянии позволить добраться до пасеки, чтобы получить там прямой контакт с природой. Терапевтический эффект наступает от одного только пребывания рядом с пчёлами, которые в плохой экологии просто не живут.
Фермерские усадьбы «полного цикла» дают комплекс удовольствий, гости могут поучаствовать в ежедневных хлопотах, живя в деревенском доме, покормить животных: коров, коз или кур, собрать овощи и ягоды, приготовить еду из домашних продуктов — хлеба из печи, масла, творога. Плюс, конечно, баня. А поутру возможны конные прогулки. Происходит полное погружение в сельский быт, что идеально для семей с детьми.
«СП»: А что у нас с рыбалкой и рафтингом?
— В таком сочетании они популярны на Алтае, в Карелии, а в более спокойном варианте — на Волге, особенно в Астраханской области. Организаторы предлагают рыбалку с гидом, снастями, лодками, рыболовные туры на несколько дней, приготовление улова, уху на костре. Тут и адреналин, и единение с дикой природой, фото и отдых, хоть мужской компанией, хоть семей, не чуждой экстрима, — агитирует эксперт…
Прогноз четырехкратного роста числа туробъектов, конечно, связан с господдержкой. Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» пока что в действии.
Самая частая жалоба городского туриста, ожидавшего душа с горячей водой и Wi-Fi, это туалет на улице и долгое ожидание той самой русской бани под разговоры хозяев про то, что «душ — это отстой, а в бане сила».
Обратите внимание: У Хабиба кончились деньги?Реванш Конора и Хабиба состоится?!.
Баланс между аутентичностью и комфортом — своего рода вызов для хозяев, с одной стороны, а с другой, не все туристы готовы платить, как за премиум, за, мягко говоря, спартанские условия.Туризм как форма поддержки малочисленных народов, агро- и этно- в одном флаконе — дело непростое. Автор общался с фермером с Горного Алтая Вячеславом Есипенко, который делает крафтовые сыры по доиндустриальным методикам. Но он отнюдь не алтаец, а переселенец с Донбасса.
Вопрос в том, кто будет обслуживать гостей. Найти на селе, в ауле, а, тем более, в стойбище грамотных администраторов, поваров, горничных, способных работать в этой самой «сфере гостеприимства», довольно сложно, если вообще возможно. Часто всем этим занимаются сами хозяева, что на уровне сервиса сказывается — они же «хозяева, а не прислуга».
Вот и решайте: махнуть ли на недельку из Москвы в Питер, что обойдется тысяч в 20−25, а пятидневный тур на Северный Кавказ — в два раза дороже, 40 тыс. рублей вынь да положь. Причем если опоздаешь на заказанный заранее микроавтобус, рискуешь отдать таксисту ещё тысяч 50 в один конец.
Средняя стоимость недельного отдыха на двоих на обычных российских курортах составляет около 60 тыс. руб., не считая дороги в 5−10 тыс. на поезде туда и обратно, в зависимости от расстояния. Для сравнения: самый дешёвый билет во Владивосток от 13−14 тыс. в плацкарте или сидячем вагоне, самый дорогой — 53 тыс. рублей.
90% турпотока приходится на лето. Что делать осенью, зимой, в осеннюю распутицу? Пока не все «турфермеры» могут предложить круглогодичную программу. Зимой не половишь рыбу в открытой воде, нужно переходить на подлёдный лов, не поплывёшь в рафте, нужны снегоходы и прочее зимние радости: бани, беседки с каминами, лыжи. Хозяева, вместо того чтобы всё это готовить летом, предпочитают содрать с приехавших к ним «лохов» по максимуму.
В общем и целом агротуризм — для местных. В крайнем случае — для гостей из соседней области, края, республики. Самое красивое место обычно находится где-то в 50 км по грунтовой дороге от асфальта. Отсутствие нормального общественного транспорта, навигации, мобильной связи — отсекает огромный пласт не готовых ехать своим ходом на внедорожнике. Оформление земли, получение разрешений на строительство, согласования объектов размещения, лицензирование деятельности для продажи того же сыра или медовухи — прячет от страждущих самый душевный сельский уголок.
У действующего же фермера всё может быть потрясающе, но он или не знает как о себе рассказать, или не успевает это сделать, работая по хозяйству. Красивые фото в соцсетях, сотрудничество с трэвел-блогерами — требует навыков и денег. В итоге, народ знает про 5−10 раскрученных точек, а сотни других остаются в тени.
Настоящий, а не подстегнутый сверху рост возможен, если упростить бюрократию и улучшить инфраструктуру. И тогда это направление станет еще более душевной и перспективной возможностью узнать настоящую, многогранную Россию как в её идиллических, так и суровых проявлениях.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Россияне готовы платить большие деньги за то, чтобы собрать «хозяевам» виноград и подоить козу.