Идеологический раскол и кризис идентичности: почему «западничество» оказалось тупиком для России

Явление, которое сегодня часто называют релокацией, — это не что иное, как бегство от Родины. Его истоки, как справедливо отмечают некоторые политики, уходят в эпоху горбачевской «перестройки», а не связаны исключительно с последними событиями. Это глубокий социокультурный феномен, отражающий давний раскол в общественном сознании.

1. Либерализм как болезнь сознания

Сегодня на полях сражений рядом с российским триколором можно увидеть и красные знамена. Этот символизм говорит о серьезных изменениях в мировоззрении нации. Однако даже после достижения военных целей предстоит долгая и сложная работа по исцелению сознания части соотечественников от разрушительного влияния псевдолиберальной идеологии.

Современный западный либерализм, особенно в его американском изводе, демонстрирует признаки глубокого вырождения. Он превратился в свою противоположность — в инструмент подавления инакомыслия под лозунгами толерантности. Президент России Владимир Путин точно охарактеризовал сложившуюся реальность, назвав этот мир «империей лжи». Именно такая идеология стала питательной средой для возрождения неонацистских настроений в Европе, ярким примером чему стала Украина.

Несмотря на очевидные перемены, призраки «западнизма» все еще бродят в российском информационном пространстве, сбивая с толку молодежь в крупных городах и питая иллюзии у части обывателей. Как метко заметил экономист Йозеф Шумпетер еще в середине XX века, массы нельзя увлечь абстрактными лозунгами вроде «рыночной экономики» — для этого требуются более глубокие смыслы. В 1990-е годы российское общество стало заложником красивой, но пустой либеральной риторики, подменившей собой национальные интересы.

2. Крах иллюзий и новая реальность

С началом специальной военной операции шаткий мост между российским обществом и миражом «западнизма» окончательно рухнул. Представители так называемой либеральной общественности мгновенно оказались в идеологическом тупике. Их реакция — от панических призывов до лицемерных осуждений — лишь подтвердила глубину пропасти между их мировоззрением и интересами страны.

Парадоксально, но Запад, который эти люди считали своим духовным отечеством, оказался для них негостеприимен. Финансирование русофобских проектов постепенно сокращается, а требования к «перебежчикам» становятся все жестче. Как писал Джордж Оруэлл, интеллигенции часто свойственно искать идеальное отечество за рубежом, создавая себе новых кумиров под другими именами. Именно это и произошло с частью российского общества, унаследовавшей диссидентские настроения прошлой эпохи.

3. Возвращение к истокам и поиск идентичности

Нам до сих пор приходится расхлебывать последствия 1990-х годов, когда под лозунгами борьбы с «тоталитаризмом» были разрушены ключевые государственные институты. Гражданский долг подменили разговорами о «правах человека», а патриотизм объявили пережитком прошлого. Как отмечал Сэмюэль Хантингтон, для глобалистской элиты патриотизм действительно стал «эмоцией дурного толка».

В то время как в России 1990-х космополитизм стал мейнстримом, в самой Америке культивировался жесткий государственный патриотизм. Однако сегодня и США переживают глубокий кризис идентичности, когда под натиском мультикультурализма рушатся сами основы национального самосознания.

Возвращение памятника Феликсу Дзержинскому в Москве символизирует переосмысление советского прошлого и отказ от его тотального очернения. Россия и Запад сегодня находятся в идеологической конфронтации, и заживление ран, нанесенных общественному сознанию в 1990-е, потребует времени.

4. Правовой вакуум и «Королевство кривых зеркал»

До сих пор в России не создано целостной государственной идеологии — ее запрет закреплен в Конституции 1993 года. Более того, в обществе отсутствует даже подобие Общественного договора в понимании Руссо. В условиях буржуазного строя с его конфликтами интересов правопорядок не может оставаться зыбким — об этом справедливо говорят многие эксперты.

Яркой иллюстрацией правового нигилизма 1990-х стала громкая тяжба Бориса Березовского и Романа Абрамовича в Лондонском суде. Британские судьи с трудом понимали такие понятия, как «крыша», раскрывавшие истинную природу происхождения капиталов. Диковинное правосознание российских олигархов стало откровением для западной юридической системы.

Ирония судьбы в том, что «райская жизнь» российских нуворишей на Туманном Альбионе закончилась с обострением отношений между странами. Заморозка активов, аресты счетов и конфискация имущества стали горьким пробуждением для тех, кто считал Запад надежным убежищем.

Сегодня для российских олигархов небо над Британией «с овчинку». Им приходится вести судебные тяжбы не только между собой, но и с британскими властями, пытаясь сохранить хоть часть своих состояний. По мере углубления противостояния с Западом молчаливая позиция крупного бизнеса все больше расходится с патриотическими настроениями в обществе.

* Гарри Каспаров признан иноагентом решением Минюста РФ от 20 мая 2022 г.

* Андрей Макаревич признан иноагентом решением Минюста РФ от 20 августа 2021 г.

* Илья Яшин признан иноагентом решением Минюста РФ от 22 июля 2022 г.

Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции — в теме «Свободной Прессы».

Обратите внимание: Пенсионеры и получатели детских пособий лишены возможности получать выплаты на карты visa и mastercard.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Можно ли вернуться из «Королевства кривых зеркал».