
В Вологодской области, несмотря на проводимую властями активную антиалкогольную политику, с начала текущего года зарегистрирован рост потребления спиртного на душу населения. Согласно информации, опубликованной на портале Росстата, средний показатель употребления чистого спирта в регионе за период с января по сентябрь достиг 9 литров. Эта цифра вызывает серьезную обеспокоенность.
1. Позиция губернатора
Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов высказал свое мнение по этому поводу в своем Telegram-канале. Он призвал не доверять, по его словам, «заведомо ложной интерпретации данных статистики». Чиновник предложил альтернативный подход к анализу: учитывать данные не с января, а с 1 марта, принимать во внимание меры по стимулированию потребления алкоголя в сфере общественного питания, поддержке малого и среднего бизнеса, а также развитию туризма. По его мнению, раздельный учет потребления алкоголя туристами и местными жителями позволит увидеть «убедительный эффект областных мер народосбережения».
2. Мнение эксперта: Дмитрий Морковкин
Кто же прав в этой ситуации? Чтобы разобраться, «Свободная Пресса» обратилась к эксперту — доценту Финансового университета при Правительстве РФ, кандидату экономических наук Дмитрию Морковкину.
«СП»: Почему, несмотря на антиалкогольный закон, в Вологодской области сохраняется высокий уровень потребления спиртного?
— Основная причина кроется в специфике статистического учета. После введения ограничений на время продажи алкоголя (например, с 12:00 до 14:00) жители стали закупать его впрок, «про запас». Это поведение напрямую отражается в отчетности как рост разовых покупок, что не обязательно означает увеличение фактического ежемесячного потребления. В масштабах страны наблюдается классическая модель: при ужесточении регулирования происходит поляризация. Число непьющих может расти, но те, кто употребляет алкоголь, начинают пить больше или переходят на более крепкие и дорогие напитки.
«СП»: Можно ли считать повышение цен на алкоголь эффективной мерой борьбы с его потреблением?
— Повышение акцизов и установление минимальных цен — это действенный инструмент, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. Он снижает доступность алкоголя для молодежи и социально уязвимых групп, а также пополняет бюджет. Однако здесь необходим взвешенный подход. Слишком резкий скачок цен может спровоцировать рост нелегального рынка и потребления суррогатов, что сведет на нет все усилия и создаст новые риски для здоровья. Исторический опыт «сухого закона» доказал его неэффективность. Оптимальной стратегией является постепенное, предсказуемое повышение акцизов в тандеме с жестким контролем легального рынка и борьбой с контрафактом.
«СП»: Наблюдается ли по стране снижение продаж спиртного?
— Да, особенно заметно падение продаж слабоалкогольной продукции, такого как пиво и коктейли. Это объясняется несколькими факторами: во-первых, из-за роста акцизов слабый алкоголь теряет ценовое преимущество перед крепким; во-вторых, ограничительные меры (запрет рекламы, ночной продажи) особенно эффективно работают среди молодежи, для которой такие напитки часто являются «входными воротами». Также свою роль может играть общий тренд на здоровое питание и снижение калорийности рациона.
Обратите внимание: США. Статистика по коренным американцам..
«СП»: А что с поступлениями от акцизов?
— Наблюдается устойчивый рост поступлений в бюджет от акцизов на алкоголь. Это результат двух процессов: планового повышения ставок, которое дает финансовый эффект даже при небольшом снижении физических объемов продаж, и легализации рынка. Благодаря системам контроля (ЕГАИС, маркировка) все большая доля оборота выходит из тени и начинает облагаться налогами, расширяя налогооблагаемую базу.
«СП»: Как вы оцениваете заявление губернатора Филимонова о «ложной интерпретации статистики»?
— Кажущееся противоречие в данных Росстата, Минздрава и рыночных показателей легко объяснимо. Мы наблюдаем переход к модели, где меньше людей пьет, но те, кто пьет, потребляют более качественный и дорогой алкоголь. Данные по Вологодской области укладываются в эту общероссийскую тенденцию.
3. Исторический контекст и демография
О связи антиалкогольной политики и демографической ситуации «Свободной Прессе» рассказал историк Никита Томилин.
Значительная часть хронических заболеваний (гипертония, панкреатит, цирроз, инсульты) прямо или косвенно связана с употреблением алкоголя. Это снижает качество и продолжительность жизни, увеличивает нагрузку на систему здравоохранения и в конечном итоге ухудшает демографические показатели. Мнение о том, что ограничение продаж алкоголя опустошит бюджеты регионов, является мифом. Вклад акцизов на спиртное в доходную часть бюджета Вологодской области, например, не превышает 2%. Конечно, одних запретов недостаточно. Устойчивый эффект может дать только комплекс мер, включающий не только ограничения, но и активную профилактику, пропаганду здорового образа жизни, а также повышение доступности медицинской помощи для тех, кто хочет отказаться от пагубной привычки.
«СП»: Что, на ваш взгляд, является главным в борьбе с алкоголизмом?
— Ключевое — это профилактика и формирование в обществе, особенно среди молодежи, негативного отношения к алкоголю и позитивного восприятия трезвого, здорового образа жизни. Для тех, кто уже столкнулся с проблемой, критически важно обеспечить доступную и своевременную медицинскую и психологическую помощь.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Губернатор Филимонов считает, что статистика грешит неточностью.