Руководитель Уральской ассоциации беженцев Людмила Лукашева в интервью «Свободной Прессе» описала драматичную ситуацию Елены Кишкань, которая уже 25 лет безуспешно пытается оформить российское гражданство.
1. Уникальный случай с глубокими корнями
Эта история поражает своей абсурдностью. Елена — коренная жительница Бугуруслана Оренбургской области, её предки — русские. Всю жизнь она провела в России, но юридически для государства её как бы не существует.
Проблемы начались в 1991 году, когда после замужества Елена ненадолго переехала в Киев вслед за супругом-выпускником лётного училища. Там она получила паспорт и временную прописку. Однако брак быстро распался, и перед родами первого ребёнка женщина вернулась в родительский дом в Бугуруслан, где и осталась навсегда.
2. Бюрократическая ловушка
После распада СССР её бывший муж принял украинское гражданство. Елена же, уезжая, не успела вовремя сняться с регистрационного учёта в Киеве, хотя гражданства Украины никогда не имела. Поглощённая заботами о новорождённой дочери, она отложила решение формальностей. Когда спустя три года она всё же выписалась с прежнего адреса, было уже поздно — в новой реальности её правовой статус стал неопределённым.
В конце 1990-х годов, после рождения сына, при попытке обменять советский паспорт Елене сообщили шокирующую новость: гражданства РФ у неё нет. Вместо паспорта ей оформили лишь вид на жительство. С этого момента для неё и её сына начался изматывающий бюрократический марафон, длящийся уже более четверти века.
3. Бесконечная борьба с системой
Женщина обращалась во все инстанции: Федеральную миграционную службу, суды различных инстанций (только Бугурусланский районный суд рассмотрел более 20 её дел), к правозащитникам. Уральская ассоциация беженцев, пытаясь помочь, взяла её волонтёром и выдала соответствующий документ, который в некоторых случаях защищает от депортации.
Несмотря на то, что по российскому законодательству подобные ситуации должны решаться автоматически в пользу человека, в случае Елены система дала сбой. Миграционная служба МВД России упорно считает её иностранкой, хотя один из судей прямо указал в решении, что вывод о её украинском гражданстве сделан преждевременно и безосновательно.
4. Трагические последствия
Постоянный стресс и бесправие подорвали здоровье Елены. Недавно очередная официальная отписка довела её до инсульта, после которого она оказалась в реанимации.
Ситуация катастрофически сказывается и на жизни её 26-летнего сына Виталия. Отличник, закончивший школу с золотой медалью, он не может ни получить высшее образование (его ждали в нескольких вузах), ни пойти служить в армию, ни официально устроиться на работу — всё из-за отсутствия документов, подтверждающих гражданство.
Обратите внимание: Ученые считают, что этот сентябрь был самым жарким за всю историю наблюдений.
5. Диалог с правозащитницей
В интервью «Свободной Прессе» Людмила Лукашева подчеркнула абсурдность ситуации: все члены семьи родились в одном городе, но паспорт РФ есть только у дочери Елены. Сын и она сама юридически являются «невидимыми» для государства.
На вопрос о логике ведомств, отказывающих в паспорте, Лукашева ответила: «Дремучая некомпетентность! А ещё действует, похоже, такая логика — если признать ранее допущенную ошибку, можно под суд угодить или погоны потерять». Она охарактеризовала этот случай не как уникальный, а как классический пример нарушения права человека на гражданство.
Правозащитница отметила, что, несмотря на публичные призывы руководства страны создавать условия для соотечественников, на практике система часто работает против людей. Елена и её сын уже 26 лет остаются «невидимыми» для государства, в котором родились и живут.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: За четверть века уроженка Оренбуржья так и не смогла получить российский паспорт. В МВД РФ женщину считают гражданкой Украины.