Россия готова к переходу на 12-летнее школьное обучение, вопрос лишь во времени. Об этом заявил заместитель секретаря Общественной палаты РФ (ОП) Владислав Гриб.
«В большинстве развитых стран 12-летнее школьное образование начинается с шести лет. Наши дети не уступают японским, китайским или европейским. Мы вполне готовы к этому переходу. Вопрос лишь времени, и важно обсудить эту идею без паники», — отметил Гриб.
По его мнению, переход к 12-летнему обучению позволит сохранить учительские кадры на фоне сокращения числа первоклассников и обеспечит выпускникам возможность поступать в вузы в 18 лет. При этом он заметил, что эта идея де-факто в России уже реализуется — последний год пребывания в детских садах можно рассматривать как подготовку к школе, или «нулевку».
Гриб подчеркнул, что данная инициатива — не готовая к немедленному внедрению реформа, а лишь начало общественного диалога. Но заметил, что в технологически развитых странах процесс уже идет, и российскому обществу стоит внимательно к этому отнестись.
Ведь школьная программа постоянно усложняется, и «этот объём знаний уже сложно уложить в 11 лет». А начинать учебу следует с шести лет, как «во всех развитых странах мира». Гриб предлагает рассмотреть и решить этот вопрос в ближайшие год-два.
«И это повлияет в целом на качество школьного образования, а оно — основа для университетского образования, для образования средне-профессионального», — уверен представитель ОП.
В Минпросвещения пообещали оценить возможные риски перехода на 12-летнее обучение. В то же время отметили, что нынешняя образовательная программа признана максимально сбалансированной и эффективной для усвоения знаний школьниками разных возрастов.
Еще одно спорное утверждение, что переход на «двенадцатилетку» позволит сохранить учительские кадры. За счет чего, автор инициативы не объясняет. А это, пожалуй, на сегодня главная проблема нашего среднего образования.
Так, по словам вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, бюрократическая нагрузка на учителей стала главным препятствием для качественного обучения.
«Объём отчётности достиг критической отметки — педагоги тратят до 10 часов в неделю на бессмысленные бумаги, отчеты, организацию неучебных мероприятий вместо уроков и детей. Это настоящий „бумажный террор“, который выжимает из наших учителей все силы. Учитель превратился в клерка, а не в наставника», — написал парламентарий в своем ТГ-канале.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев при этом рапортует, что количество бумажных документов, которые должны заполняться педагогами, снизилось в 25 раз. Это происходит, как он пояснил, в соответствии с новой нормативной базой.
Увы, наши чиновники, как всегда, слишком далеки от народа.
Вал безумных бумажных отчетов сменил вал отчетов электронных — в программах и приложениях, отмечает общественный деятель Сергей Колясников.
И приводит цитату из письма учителя с 16-летним стажем: «Да, министры кричат со всех сторон, что бумажную работу сократили учителям. Но умалчивают, что эта работа сейчас вся онлайн (яндекс таблицы, гугл таблицы, анкеты, опросники
А таких писем множество. Поэтому вывод, который делает Колясников, весьма печальный: «Учителей низвели до крепостных. Их шпыняют дети, терроризируют родители, гнобит начальство. 600 тысяч вакансий на март 2025-го — цифра не случайная. И она будет расти. И силком затащить в это рабство молодежь из педвузов, как это хотят сделать — не выйдет».
Так нужен ли этот переход на 12-летнее обучение?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, имеющего опыт преподавательской деятельности, Вадима Трухачёва:
— Относительно сохранения учительских кадров… Ладно еще в Москве, с учетом доплат, учителя получают неплохие деньги, хотя упахиваются вусмерть. Но в регионах, особенно, в сельской местности, а зачастую и в областных центрах — дело обстоит совсем скверно. И как «двенадцатилетка» тут может что-то изменить в лучшую сторону, мне непонятно. Спасти учительские кадры может только достойная зарплата, и, например, предоставление жилья по выслуге лет. Отработал, допустим, десять лет — получи квартиру. Вот это может стимулировать.
И снижение бюрократической нагрузки, конечно.
Обратите внимание: Европейские меры против второй волны.
А то отчитались, что бумажной отчетности стало меньше, при этом на самом деле ее просто перевели в электронный вид. Объем остался тот же.Потом, на мой взгляд, нужно ввести такую вещь: отработал, скажем, человек беспрерывно пять лет, а дальше он должен, что называется, отдохнуть — поработать методистом или еще где-то. Преподавать беспрерывно невозможно — наступает выгорание. Это, кстати, касается не только школьных учителей, но и вузовских преподавателей.
Что касается содержательного наполнения, т.е. что еще можно впихнуть в этот дополнительный год… Наверное, сейчас нужно больше часов на информатику. Это объективное требование времени. А по опыту школьника 90-х честно скажу: не хватало уроков труда. Трудовое обучение — это то, что в советское время было хорошо поставлено, благодаря чему многие взрослые могли что-то делать дома своими руками.
Число уроков труда следует увеличить. Это навыки, которые в жизни полезны. А сугубо на науках лучше сосредоточиться уже в старших классах.
«СП»: Было предложение вернуть в программу 6−7-х классов обществознание. Как считаете, надо?
— Предмет, конечно, полезный. Но его не надо растягивать на два года, максимум — на один. С учетом всей внешкольной занятости.
Еще, мне кажется, важно дать детям время нормально поесть, чтобы они могли спокойно усваивать материал. Потому что, когда восемь уроков, за перемену, по собственному опыту помню, иногда даже поесть толком не успеваешь. Об этом стоило бы подумать, не привязываясь к сроку школьного обучения.
Опять же, если уж говорить о Европе, то там система образования — девять плюс три — сотнями лет складывалась. Там это гармонично работает. Но зачем нам им подражать? Мы уже Болонскую систему вводили — отказались. И опять к ней возвращаемся что ли? Это же полная чушь.
Да, над программой надо подумать. Я бы, честно сказать, после 9 класса ввел обязательное разделение по направлениям — гуманитарное, математическое и естественнонаучное. Это как раз полезный европейский опыт, который перенять можно. Пока не получалось, а должно получиться.
«СП»: Не очень понятно, как «двенадцатилетка» со службой в армии сопрягается. Парни вместе с аттестатом повестку в военкомат будут получать?
— Видимо, этот момент надо дорабатывать. Но человек должен иметь право поступить в вуз.
Я напомню, что в Израиле, Северной Корее, Норвегии и Швейцарии воинская служба обязательная, там все мужское население служит в армии. Мало того, у швейцарцев на антресолях может в разобранном виде лежать автомат, с которым они потом отправляются на военные сборы в течение 20 лет. Это у них как дополнительный отпуск считается.
Важно, чтобы служба в армии не влияла на учебу. Грубо говоря, ты поступил, в любом случае идешь и год отслужишь, а потом возвращаешься и учишься. В странах, который я назвал, это работает.
Но то, что предлагают в Общественной палате, пока очень сыро и нуждается в доработке.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вадим Трухачёв: В Европе нынешняя система образования складывалась столетиями.