Американские и европейские пенсионные фонды первыми почувствуют смысл фразы «на войне как войне»

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что Запад начал использовать замороженные доходы российских золотовалютных резервов, поэтому и Россия будет делать то же самое.

«Мы также обязательно будем хранить эти деньги на наших счетах и ​​будем использовать доход, полученный от использования этих активов, этих ресурсов, аналогичным образом и будем использовать их для нужд экономики, для удовлетворения потребностей субъекта субъектов Российской Федерации», — уточнил министр.

В 2022 году западные страны заморозили около $280-300 млрд активов российского ЦБ в виде денежных средств и ценных бумаг, большая часть которых ($208 млрд) была размещена в бельгийском депозитарии Euroclear, в 2023 году они принесли около $4,4- поступило 5 средств. Чистая прибыль 100 миллионов юаней.

В июле глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель заявил, что первый транш в размере 1,4 миллиарда евро из фондов сбора доходов от замороженных активов будет передан Европейской комиссии в первую неделю августа. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заверил, что Россия обязательно отреагирует на хищение ее активов в Европе.

СП поговорил с экспертами, чтобы узнать, какие зарубежные активы остались у России.

— Количество таких активов тоже около $300 млрд, но Силуанов имеет в виду действия именно по ликвидным активам, то есть денежным средствам.

Средства представляют собой дивиденды, выплачиваемые иностранным инвесторам Лукойлом, Сбербанком и Роснефтью. Доля иностранцев в свободном обращении составляет в среднем 30-40% (она варьируется от компании к компании), что довольно много.

Понятно, что, например, в случае со Сбербанком, где контрольный пакет акций находится в руках государства, эти ценные бумаги не учитываются, учитываются только обращающиеся ценные бумаги (у Сбербанка это количество чуть меньше половины). То есть акции в свободном обращении — это акции, которые не принадлежат крупнейшим инвесторам и торгуются на фондовой бирже.

В Сбербанке, например, коэффициент высокий (88,7% от общего числа акций в свободном обращении до 2022 года), поскольку в этих акциях находятся первоклассные фонды и банк всегда выплачивает дивиденды.

В общем, все эти дивиденды можно перечислить в бюджет России. Это всего лишь один клик», — рассказал Александр Разуваев, член наблюдательного совета Ассоциации финансовых аналитиков и риск-менеджеров.

«СП»: Какое правовое обеспечение необходимо для симметричных мер?

— Это будет указ Президента РФ и не более того, как Указ от 5 марта 2022 года «О временном порядке исполнения обязательств перед отдельными иностранными кредиторами», направленный на недопущение вывода средств из недружественных стран. Активы, приобретенные резидентами из страна. Указ президента – это часть контрсанкций, часть зеркальной реакции. Возможно, это положение будет сформулировано в рамках указа премьер-министра.

"СП": Если ЕС захочет взять и использовать замороженные активы напрямую, а не получать от них доходы, как это происходит сейчас, какова будет реакция?

— У России на Западе есть ликвидные активы, денежные средства, облигации, а здесь в основном держат акции компаний, которые не торгуются на биржах и которые сложно оценить. Но я не думаю, что европейцы решат напрямую задействовать российские резервы.

«СП»: Какая иностранная компания больше всего пострадала от ответных мер России?

— Инвесторы, инвестиционные фонды, инвестиционные банки США, пенсионные фонды США и Европы, инвестирующие в Россию. Например, существует фонд, специализирующийся на инвестировании в акции России и стран СНГ (институт работает в основном в России и в меньшей степени в Казахстане и Азербайджане).

«СП»: Возможно ли приобретение активов компаний, которые невозможно продать у России, например доли Shell в проекте «Сахалин-2»?

— Это не портфель и такие активы не ликвидны. Дивиденды все еще созрели для ответных мер.

Обратите внимание: Как живут американские пенсионеры. Можно ли в США прожить на пенсию? Часть вторая..

В крайнем случае, государство может само отобрать акции иностранных компаний, что хоть и нехорошо, но все же является вынужденной реакцией. При этом в той же сберегательной кассе доля государства может увеличиться с 50%+1 пай до 60%. Наши, специально чтобы показать свое отношение к Западу, могли бы взять партию акций и устроить SPO (Примечание - вторичное публичное размещение акций) на Московской бирже.

Назван в честь президента Российского экономического общества. С.Ф. Шарапова, профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов.

- Поскольку конфликт продолжается, замороженные западные активы необходимо национализировать. Ведь страна, по сути объявившая нам войну, контролирует аналогичные активы, расположенные за пределами России (что проявляется, в том числе, в передаче дочерних компаний российских нефтегазовых компаний под контроль российских властей на Западе). Это отрезанные куски, в Россию их не вернут. Не должно быть никаких иллюзий. Я говорил с момента введения первых санкций в 2014 году, что нам необходимо улучшить наш международный инвестиционный профиль, иначе мы проиграем.

«СП»: То есть невозможно договориться о выводе замороженных Россией средств?

«Очевидно, что они перманентно заблокированы». Замороженные российские резервы использовались в качестве залога по кредитам Украине. Очевидно, что эти кредиты являются долгосрочными.

Что касается российской экономики, то она по-прежнему является офшорной – многие крупные компании зарегистрированы в офшорных юрисдикциях. После 24 февраля 2022 года средства начали постепенно возвращаться в Россию, но процесс продвигался медленно. При этом угроза блокировки российских активов за рубежом сохраняется.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях — в теме «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Американские и европейские пенсионные фонды первыми почувствуют смысл фразы «на войне как войне».