 
 Руководитель Уральской ассоциации беженцев Людмила Лукашева рассказала «Свободной Прессе» о бедах Елены Кишкань, которая уже четверть века пытается получить российское гражданство.
Это со многих точек зрения уникальный случай. Начать хотя бы с того, что Елена родилась, выросла и постоянно проживает в одном и том же городе Бугуруслан Оренбургской области. У нее в роду все потомственные русские.
Так случилось, что в 1991-м (в год распада Советского Союза) Лена вышла замуж и … уехала в Киев — вместе с супругом. Его направили туда после окончания Бугурусланского летного училища. Елена получила паспорт на фамилию мужа, прописку в киевском общежитии.
Но, как часто бывает, молодая семья довольно быстро разбилась о быт. Собственного жилья мужу не дали. Возвращаться из роддома в общежитие Елена не захотела. Накануне родов вернулась в отчий дом и больше его уже не покидала.
Тем временем Союз распался. Супруг выбрал украинское гражданство. Елена же на свою беду, когда уезжала из Киева, не выписалась с адреса регистрации. Но украинского гражданства у нее не было.
Когда в Бугуруслане у Елены родилась дочь, молодой маме было просто не до бумаг. Все родители знают, как это бывает. Бессонные ночи, постирушки-приготовки, больницы — малышка требовала много сил и времени. Лишь спустя три года Елена съездила наконец-то в Киев и выписалась с прежнего адреса.
Накануне миллениума у Елены в Бугуруслане родился второй ребенок, сын. Когда она пошла менять советский паспорт, ей сообщили, что гражданства-то РФ у нее, оказывается, и нет. Женщине оформили … только вид на жительство в России.
С тех пор для Елены и ее сына начался бюрократический марафон, который не закончен до сих пор. Куда только ни обращалась женщина: в Федеральную миграционную службу, в суды… Более 20 дел рассмотрел один только Бугурусланский районный суд. Обращалась Елена и к правозащитникам. Также ее делом занимался райсуд Екатеринбурга.
Уральская ассоциация беженцев взяла Кишкань волонтером и выдала ей соответствующий документ.
Такая бумага защищает, кстати, в некоторых случаях от депортации тех соотечественников, у кого нет российского паспорта и кто находится в состоянии затяжного спора с управлением миграции того или иного региона. А депортации соотечественников или как минимум такие попытки, как ранее рассказывала «Свободная Пресса», случались.
При этом согласно российскому законодательству проблемы такого рода должны решаться автоматически в пользу просителя. Но как видим, не решаются.
О проблемах Елены несколько лет назад уже рассказывали в СМИ. Увы, с тех пор принципиально ничего не изменилось.
Обращения подавали и президенту России, и губернатору Оренбургской области. Пока все безрезультатно.
Вопреки закону и логике ответов из украинских полномочных органов, миграционная служба МВД России по-прежнему считает Елену иностранкой. Один из судей в решении по делу указал, кстати, что вывод насчет гражданства Украины сделан преждевременно.
На днях очередная отписка довела Елену Кишкань до реанимации. Как рассказал «СП» ее супруг Виктор, у женщины диагностирован инсульт.
Тем временем ее 26-летний сын Виталий, закончивший с золотой медалью школу, не может ни продолжить обучение, ни пойти в армию, ни устроиться на работу.
Обратите внимание: Ученые считают, что этот сентябрь был самым жарким за всю историю наблюдений.
Его ждали для продолжения образования в вузах разных городов страны. Не дождались. Как поступишь в вуз без документов о гражданстве?Людмила Лукашева ответила на вопросы «Свободной Прессы» по поводу ситуации с Еленой Кишкань.
«СП»: У Елены двое детей?
— Да. Дочь и сын.
«СП»: При этом российское гражданство есть только у дочери, а у сына и у самой Елены нет…
— Именно так. Дочка имеет российский паспорт. Ее брат и мать — нет.
«СП»: Сын в каком городе родился?
— Да в том же самом! Все родились в одном городе Бугуруслане. При этом паспорт гражданина России имеет только дочка. Остальных вообще никем не считают. Ни жить, ни умереть!
«СП»: Отец у детей один?
— Нет, конечно. У сына другой отец.
«СП»: Вот в чем дело, видимо.
— Если бы был нормальный уполномоченный по правам соотечественников, он бы и регулировал вопросы подобного рода. Но пока такой институт даже не создан.
«СП»: Не понимаю логики ведомства, которое выдает российские паспорта. Очевидная же ситуация. Надо просто выдать российский паспорт и матери, и сыну. В чем препятствие?
— Я тоже не понимаю. Дремучая некомпетентность! А ещё действует, похоже, такая логика в управлении миграции — если признать ранее допущенную ошибку, можно под суд угодить или погоны потерять. В результате в этой сфере чем больше проводится процедур, тем больше госпошлин и взяток.
«СП»: У Елены уникальная, конечно, история.
— Это, скорее, классический пример нарушения закона и права человека на гражданство.
«СП»: Но все должно быть иначе. И президент Путин призывает создавать в стране все условия для переселения соотечественников. А Елена еще и по праву рождения гражданка России.
— Увы, пока в этом «скованные одной цепью» слабого звена мы не нашли. Нынешний супруг Елены принимает участие в её беде. Но и у него уже опускаются руки.
«СП»: В самом деле трудно сообразить, что делать в такой ситуации, когда тебе отказывают в твоем законном праве. Причем, именно то ведомство, которое по всей логике обязано просто оформить российский паспорт для русского человека. А не устраивать многолетнюю бюрократическую круговерть…
— Невидимые российскому государству русские люди, мать и сын. Вот что получается по факту. Невидимые на протяжении уже 26 лет.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: За четверть века уроженка Оренбуржья так и не смогла получить российский паспорт. В МВД РФ женщину считают гражданкой Украины.
