В своих знаменитых «Письмах из деревни» Александр Энгельгардт с тревогой описывает парадоксальную ситуацию в русском сельском хозяйстве 19 века. Крестьяне, сами едва сводящие концы с концами, не продавали хлеб — его на продажу попросту не было. Тот скудный излишек, что имелся у зажиточных хозяев, придерживался в ожидании лучших времён. Основными экспортёрами выступали помещики («паны»), но вырученные средства почти не оставались в стране, утекая за границу на оплату долгов, покупку предметов роскоши и заморских вин. В результате хлеб уходил за море, а внутри страны наступала нужда, вплоть до голода, как это случилось в Поволжье.
1. Ложные надежды и горькая реальность
Энгельгардт с иронией вспоминает, как годом ранее пресса ликовала из-за высокого спроса и цен на хлеб за рубежом. Общественное мнение было занято обсуждением необходимости улучшения путей сообщения и портов, чтобы удешевить доставку и успешнее конкурировать с американскими фермерами. Казалось, проблема лишь в логистике, а избыток зерна — данность.
Однако автор указывает на фундаментальную ошибку этой логики: в отличие от Америки, Россия продавала не излишки, а жизненно необходимый хлеб. Без всяких усовершенствованных путей, на крестьянских спинах, зерно было вывезено так быстро и тотально, что теперь «и самим кусать нечего». Мечты о конкуренции с США он называет иллюзией, не учитывающей сути проблемы.
2. Контраст двух миров: американский фермер и русский мужик
Энгельгардт проводит жёсткое сравнение условий жизни земледельцев по разные стороны океана, чтобы показать, почему конкуренция невозможна в принципе.
Американец продаёт истинный избыток. Он питается отличным пшеничным хлебом, мясом, имеет возможность пить чай и есть сладкие пироги. Он свободен в своих хозяйственных решениях, образован, использует машины, которые облегчают его труд. Его батрак живёт в хороших условиях, ест ту же пищу, что и хозяин, и имеет реальные шансы стать самостоятельным фермером. Труд в американском обществе в почёте.
Русский мужик существует в условиях крайней нужды. Его рацион — это худший ржаной хлеб с примесями вроде костеры и пушнины, пустые щи, а гречневая каша с конопляным маслом считается роскошью. Он зажат со всех сторон: бесконечными предписаниями «начальства», которое диктует, что и как делать, отсутствием образования и технической оснащённости. Весь его труд — это изнурительная работа «хребтом». Образованные же слои общества, по наблюдению Энгельгардта, труд презирают, считая его уделом «черни».
Обратите внимание: Александра Митрошина за день спустила около 3 млн рублей.
3. Суть проблемы — не в дорогах, а в устройстве жизни
Таким образом, автор приходит к выводу: дело вовсе не в удобстве доставки хлеба к портам. Корень зла — в социально-экономическом устройстве русской деревни, в бесправии, нищете и отсутствии просвещения крестьянства. Пока русский земледелец будет жить так, как живёт, страна будет вывозить за границу не излишки, а собственный насущный хлеб, обрекая себя на голод и лишения. «Где же нам конкурировать с американцами!» — восклицает Энгельгардт. И его наблюдения показывают, что без коренных изменений в жизни крестьянства любые разговоры о конкуренции и экспортных успехах — не более чем опасная иллюзия.
Александр Энгельгардт. "Письма из деревни"
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Александр Энгельгардт. "Письма из деревни". Аудиокнига..