Франшиза «Терминатор» — это культурный феномен, знакомый, кажется, каждому. Начавшись в середине 80-х как скромный по бюджету, но смелый по замыслу фильм, она разрослась в масштабную сагу, чтобы затем медленно, но верно прийти к упадку. Несмотря на многомиллионные вложения и отчаянные попытки создателей, возродить былую славу так и не удалось. Почему же путь легенды оказался столь тернистым? Давайте проследим полную хронологию взлёта и падения одной из самых знаменитых киноисторий.
Что привело к такому финалу? Почему после гениального второго фильма все последующие попытки — от сиквелов до перезагрузок — оборачивались всё более громкими творческими и кассовыми провалами? И как получилось, что долгожданный «возврат к истокам» в 2019 году не воскресил, а окончательно похоронил легенду? Это увлекательная и поучительная история о том, как сложно удержать магию великого кино.
1. Истоки: скромное начало феномена (1984)
Всё началось в 1984 году с выхода на экраны фильма «Терминатор». На первый взгляд это была ничем не примечательная лента на стыке научной фантастики и хоррора, но в ней таилась искра гениальности.
По легенде, идея фильма пришла Джеймсу Кэмерону во сне. Вдохновляясь научной фантастикой 50-х и сериалом «За гранью возможного», режиссёр создал уникальную концепцию. Однако голливудские студии не проявили к ней интереса. В итоге права выкупила компания Orion Pictures, выделившая на съёмки скромные по тем временам 4 миллиона долларов. Ожидания были невысоки, но результат превзошёл все прогнозы.
«Терминатор» стал кассовым прорывом, собрав почти 80 миллионов долларов. Он сделал Арнольда Шварценеггера суперзвездой, а Джеймса Кэмерона — одним из главных новаторов Голливуда. Жёсткий, новаторский и визуально впечатляющий (несмотря на бюджет) фильм перевернул представления о научной фантастике и мгновенно стал классикой.
2. Непокорённая вершина: «Терминатор 2: Судный день» (1991)
После успеха первой части студии жаждали сиквела, но Кэмерон не спешил. Он понимал ответственность и ждал, когда технологии позволят воплотить его замысел — например, создать жидкого терминатора Т-1000. Шесть лет спустя, в 1991 году, мир увидел «Терминатор 2: Судный день» — фильм, который большинство до сих пор считает непревзойдённой вершиной не только франшизы, но и всего жанра.
При бюджете в 100 миллионов (против 6,5 миллионов у первой части) картина стала революцией в области компьютерной графики и спецэффектов, заслужив 4 «Оскара». Но главной её силой стал идеальный сплав захватывающего сюжета, философской глубины, зрелищного экшена и блестящей актёрской игры. Арнольд Шварценеггер в роли защитника-терминатора Т-800 и Линда Хэмилтон в образе бесстрашной Сары Конор создали незабываемые образы. Сборы в полмиллиарда долларов подтвердили статус шедевра. Увы, этой высоте так и не суждено было повториться.
3. Начало спада: «Терминатор 3: Восстание машин» (2003)
Джеймс Кэмерон отошёл от франшизы, занятый другими проектами вроде «Титаника». Права перешли к другим студиям, которые решили снимать продолжение без него, но с обязательным участием Шварценеггера. Актёр согласился неохотно, соблазнённый огромным гонораром, и позже признавал, что съёмки были кошмаром.
«Терминатор 3», вышедший в 2003 году, стал самым дорогим фильмом на тот момент (бюджет — около 190 млн долларов). Он собрал неплохие 483 миллиона, но творчески оказался шагом назад. Зрители увидели вторичное, менее убедительное кино с уставшим Шварценеггером и слабым новым Джоном Коннором. Это было начало тревожной тенденции: каждый следующий фильм становился хуже предыдущего.
4. Углубление кризиса: «Терминатор: Да придёт спаситель» (2009)
Студия Warner Brothers не сдавалась. В 2009 году они выпустили четвёртую часть — «Терминатор: Да придёт спаситель» с Кристианом Бейлом в роли Джона Коннора. Это была смелая, но спорная попытка перезагрузить вселенную, уйдя от знакомых сюжетных ходов.
Однако запутанный сюжет, радикально переделанная концовка из-за утечки в сеть и отсутствие связи с оригинальными героями оттолкнули аудиторию. При бюджете в 200 миллионов фильм собрал лишь 370, едва окупив затраты. Провал стал очевиднее.
5. Неудачная перезагрузка: «Терминатор: Генезис» (2015)
В 2015 году права перешли к Paramount, которая попыталась кардинально перезапустить франшизу с фильмом «Терминатор: Генезис». К Арнольду Шварценеггеру присоединилась Эмилия Кларк в роли Сары Конор.
Идея была амбициозной — создать новую временную линию, — но исполнение напоминало хаотичный набор фанатских теорий. Зрители получили запутанный сюжет, недоработанных персонажей и намёки на сиквелы, которые так и не случились. Фильм не оправдал надежд студии, и от планов на продолжение отказались.
6. Финальный гвоздь в крышку гроба: «Терминатор: Тёмные судьбы» (2019)
Казалось, создатели нашли идеальную формулу для возрождения. Paramount привлекла в проект Джеймса Кэмерона в качестве продюсера, вернула на экраны дуэт Шварценеггера и Линды Хэмилтон, а режиссёром стал Тим Миллер («Дэдпул»). Фильм «Терминатор: Тёмные судьбы» позиционировался как прямое продолжение первых двух частей, игнорируя все последующие.
Однако на деле это оказалось не продолжением, а пересказом «Судного дня» с новыми персонажами. Акцент на «сильных женских персонажах» (в лице Сары Конор, суперсолдата Грейс и новой избранницы Дани Рамос) был сделан столь прямолинейно, что превратился в повод для критики. К вторичному сюжету добавились невпечатляющие для своего времени спецэффекты и слабый главный антагонист.
Результат стал катастрофой. При общем бюджете около 300 миллионов долларов (200 на производство и 100 на маркетинг) фильм собрал всего 250, принеся убытки в 50 миллионов и поставив студию на грань банкротства. Все планы на новую трилогию и спин-оффы рухнули. Участники проекта, включая самих актёров, признали провал и угасание интереса к франшизе.
7. Эпилог: почему «Терминатор» не смог выжить?
«Тёмные судьбы» стали логичным итогом тридцатилетнего пути упадка. Франшиза, рождённая как новаторский и смелый проект, постепенно превратилась в пример бесконечного и безуспешного пережёвывания одной и той же идеи. Отсутствие оригинального видения после ухода Кэмерона, ставка на звёздные имена вместо качественных сценариев, попытки угнаться за сиюминутными трендами вместо создания вечных историй — всё это привело к краху.
Возможно, Джеймс Кэмерон интуитивно чувствовал, что сказал в рамках этой вселенной всё главное ещё в 1991 году. «Терминатор» навсегда останется великой дилогией, а его дальнейшая судьба — печальным уроком для всей киноиндустрии о том, что не каждую историю нужно продолжать до бесконечности. Несмотря на периодические слухи о новых проектах, финансовые потери от последнего фильма, скорее всего, надолго отобьют у студий желание возвращаться к этой саге.
Что ж, на этом на сегодня всё. Если вам нравится, пишите об этом в комментариях и ставьте лайки. А также не забывайте подписываться в раздел.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Крах великой франшизы.Что стало с Терминатором? Полная хронология.