10 июля 1935 года был утвержден исторический документ — Генеральный план реконструкции Москвы. Именно он заложил основы современного облика столицы, определив развитие города на десятилетия вперед. Многие знаковые объекты, без которых сегодня невозможно представить Москву, — такие как Крымский мост, ВДНХ, сталинские высотки, гранитные набережные и широкая Тверская улица, — являются прямым следствием реализации этого масштабного проекта. Любопытно, что некоторые идеи плана продолжали воплощаться в жизнь вплоть до 1970-х годов, демонстрируя его долгосрочное значение.
1. Конкурс идей: от сноса до параболы
Работа над первым генеральным планом, где под «реконструкцией» понималась именно радикальная перестройка, а не восстановление, началась в 1932 году. Моссовет объявил закрытый конкурс, главными задачами которого были: превратить Москву в образцовый социалистический город-витрину и решить острую проблему перенаселенности. Сохранить старый облик города при этом считалось невозможным.
Участники предлагали смелые, а порой и радикальные решения. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье предлагал оставить лишь Кремль и Китай-город, а остальную историческую застройку снести, заменив ее функциональной прямоугольной сеткой улиц. Герман Красин разработал звездообразную схему с плотным административным центром и поселками вдоль лучей-проспектов. Немецкий градостроитель Эрнст Май выступал за систему «город плюс города-спутники». Архитектор Николай Ладовский предложил инновационную концепцию «города-параболы», где развитие шло бы по разомкнутой кольцевой магистрали вдоль направления на Ленинград.
2. Рождение генплана: от эскиза к постановлению
Ни один из конкурсных проектов не был принят за основу полностью. Однако выдвинутые идеи были тщательно изучены и адаптированы к реальным условиям московскими проектными мастерскими, главной из которых руководил Владимир Щуко. Непосредственную разработку итоговой концепции генплана поручили ведущим градостроителям: сначала главному архитектору Москвы Владимиру Семенову, а затем сменившему его Сергею Чернышеву. Результатом их работы стал «Эскиз генерального плана Москвы», который и лег в основу окончательного документа, утвержденного постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) 10 июля 1935 года.
В документе давалась жесткая оценка дореволюционному наследию: «Узкие и кривые улицы... неравномерная застройка... низкая этажность и ветхость домов... мешают нормальной жизни бурно развивающегося города». Генплан предлагал системные решения для коренного переустройства столицы.
3. Новые принципы застройки: простор, свет и воздух
Одной из ключевых идей плана было ограничение численности населения Москвы пятью миллионами человек. Это считалось необходимым условием для обеспечения горожан всем необходимым: жильем, транспортом, школами, больницами. Социальная инфраструктура (магазины, столовые, поликлиники) теперь проектировалась не для отдельных домов, а как общие центры обслуживания для целых кварталов.
Кардинально менялся подход к жилой застройке. Вместо привычных маленьких кварталов в 1.5-2 гектара предлагалось создавать крупные кварталы площадью 9-15 гектаров. Застраивать их должны были преимущественно шестиэтажными домами, а на главных магистралях — зданиями в 7-14 этажей. При этом застройка велась бы не сплошным фронтом, а отдельными корпусами, между которыми оставалось бы много пространства для света и проветривания. Нормой плотности населения устанавливался показатель в 400 человек на гектар (в центре допускалось до 500 человек), что должно было резко разгрузить перенаселенное ядро города, где плотность доходила до 1000 человек/га.
Обратите внимание: Эксперт Фролов: Украинская ГТС не протянет без российского газа.
4. Транспортная революция: хорды, диаметры и кольца
План предусматривал грандиозные объемы жилищного строительства — 15 млн кв. метров за 10 лет. Для этого требовалось освободить территории в пределах города, выведя за его черту промышленные предприятия, склады и железнодорожные сортировочные станции.
Но главным транспортным прорывом должна была стать новая система магистралей, призванная разгрузить исторический центр. Планировалось создание сквозных проспектов, позволявших перемещаться между районами, минуя центр. Среди ключевых проектов:
• Проспект от площади Дзержинского (ныне Лубянка) на юго-запад.
• Три широких диаметральных магистрали: от Измайлова до Ленинских гор, по Ленинградскому шоссе и от Останкино до Серпуховского шоссе.
• Продолжение Бульварного кольца в Замоскворечье и создание «Паркового кольца», соединяющего зеленые зоны.
• Четыре магистрали-хорды, напрямую связывающие вокзалы (например, от Белорусского до Киевского и Комсомольской площади).
5. Итоги и наследие: между утратами и обновлением
Полной реализации амбициозного плана помешала Великая Отечественная война. Тем не менее, многое из задуманного было воплощено как в предвоенные годы, так и после Победы. Мы видим результаты этой работы в облике широкой Тверской улицы, реконструированного Садового кольца, Манежной площади, в гранитных набережных и новых парках.
Однако масштабная перестройка имела и свою высокую цену. В ходе реконструкции безвозвратно исчезли многие памятники истории и архитектуры: Сухарева башня, Китайгородская стена с Иверскими воротами, Красные ворота, значительная часть Симонова монастыря. Эти утраты стали болезненной платой за модернизацию.
В итоге, Генплан 1935 года сформировал тот привычный и монументальный облик центра Москвы, который мы знаем сегодня. Он заложил основы для улучшения условий жизни в столице, что ощущали москвичи вплоть до конца 1950-х годов, и во многом предопределил логику дальнейшего развития города.
#ссср история наука
#исторические факты
#история древнего мира
#история россии
#новости мира
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Сталинская перестройка: московские хорды и центральные диаметры.