Кызылорда–шымкент. Казахский бунт, осмысленный и беспощадный

Военкор Дмитрий Селезнёв специально для проекта WarGonzo о путешествии по казахской провинции.

(телеграмм автора: https://t.me/oldminerkomi)

Продолжение. Начало: Русский Байконур. Казахский город очень долгосрочной русской аренды

Казахский блок-пост на въезде в Байконур

СЛУХИ

Когда мы, команда WarGonzo в составе двух военкоров, находились в русско-казахском Байконуре, до нас дошли слухи, что в ближайшем крупном, уже полностью казахском городе Кызылорда до сих пор неспокойно. Что во время беспорядков там суд разгромили и сожгли, а местное овд-де еле-еле отстрелялось от погромщиков. 

Эх, хорошо, конечно, в Байконуре! У своих, у русских-то, мы дома и в безопасности. Но журналистских долг зовёт в тревожную дорогу. Поэтому по пути в Алма-Ату (Алмату? Алматы? Пусть будет по-старому, по-советски «в Алма-Ату») мы решили сделать  небольшую остановку в Кызылорды, чтобы ознакомиться с ситуацией. 

Шоссе в степи

Самолёты в Кызылорды не летают. Ездить по Казахстану на автомобиле теперь стало очень опасным, можно встретить одну из криминальных и(ли) «джихадистских» банд, выдавленных из казахских городов казахскими силовиками. В степях можно натолкнуться и на самих силовиков, встреча с которыми тоже в ситуации неопределённости и подозрительности может оказаться очень неприятной. Поэтому поезд – самый безопасный способ куда-либо добраться.

Кстати, отвлекусь. О поезде. В Америке в  негритянских песнях прошлых веков, он очень часто упоминается. Потому что на поезде неграм легче было бежать с несвободного Юга на свободный Север. А пересекая горы Аппалачи пешком или на попутках, можно было наткнуться на отмороженных белых рабовладельцев, которые вешали негров без особой на то причины, но с удовольствием. В роли таких неудачливых негров мы оказаться не хотели.

Железнодорожная станция Торетам неподалёку от города Байконур

КЖД

Железная дорога в Казахстане осталась истинно советским учреждением. Провинциальные вокзалы-коробки, обшарпанные, без архитектурных изысков. Табло даже не старые электронные, а в виде реек-карточек с номерами поездов и времени. На вокзалах и у проводников можно всегда купить алкоголь даже в том случае, если его не продают. Чтобы попасть в поезд, стоящий на втором пути, ты перебираешься через специально открытый для этих целе тамбур вагона, стоящего на первом пути. Вагоны все старые, доставшиеся ещё в наследство от Советского Союза. Обслуживание тоже советское – давненько меня не заставляли собирать и сдавать бельё перед выходом. Но помню, помню, хорошо помню. Ностальгирую по СССР.

Билеты оформляются долго. В привокзальных кассах обязательны очереди, которые можно избежать постучавшись в соседнюю коммерческую кассу, к которой людей нет. Наценка смешная – 100-200 рублей на наши деньги, но люди всё равно экономят, стоят в бесплатную. Что, в силу произошедших событий, говорит о многом.

Правда, коммерческое окно работает, если есть интернет. В Байконуре мы, как журналисты, умеющие ценить время, воспользовались бизнес-услугой. А, вот, уже в Кызылорде на вокзале инета с утра не было, и нам, чтобы взять билет до Шымкента, следующего города, который мы наметили посетить, пришлось провести на вокзале час. Нас внимательно смотрело и изучало казахское КГБ в чёрном пальто и в тёмных солнцезащитных очках. Но не подошло.

Разгромленное здание областного суда в Кызылорде

БЕСПОРЯДКИ В КЫЗЫЛОРДЕ. ЧАСТНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ  

Кызылорда – городок не велик, но и не мал – живёт там, если Википедия не врёт,  около 242 тысяч человек. 

(В то время как русский Байконур при своей численности в 75 тыс. жителей и мал, и, в тоже время, велик.)

Кстати, Кызылорда некоторое время была столицей казахской автономной Республики в составе РСФСР до того момента, как большевики расчертили на карте Средней Азии советские республики и перенесли столицу в Алма-Ату. 

Кызылорда. Сожжённый ларёк

Кызылорда переводится как «Красная Столица», и кровь тут на днях действительно пролилась. Во время беспорядков, убито 20 человек – так сообщил таксист, вёзший нас в центр города. И сейчас вечерами неспокойно, идут зачистки. «Стреляют» – так ответил водитель на вопрос, что происходит в комендантский час. Впоследствии стоимость беспорядков увеличилась до 50 трупов – такую информацию мы получили от «вечернего» таксиста, который вёз нас уже обратно на вокзал. У него были сведения из морга. Таксистам, как источникам информации, можно и нужно доверять. Они перевозят большое количество разных людей, которые делятся своими новостями.

На центральной площади Кызылорды пустынно, а 5 января было очень многолюдно – мы, как детективы, проводим расследование по остывшим следам. Люди вышли на площадь против повышения цен, и развели в центре  большой костёр, о чём свидетельствует округлое выжженное пятно на железном щите. Люди хотели поставить палатки и не уходить, пока власть не уйдёт – до боли в Украине знакомая схема. Однако, «палатки» вскоре перешли в беспорядки. В конце концов, собравшаяся толпа разгромила и сожгла находящийся на площади офис правящей партии «Нур-Отан» и пошла дальше громить и жечь областной суд.

Кызылорда. Областной суд

– Иностранцы? – недоверчиво спросили нас рабочие-казахи, которые разгребали оставшиеся после погромщиков завалы в холле суда. Коммунальщики сваливали мусор в примкнувший к разбитым окнам и дверям КАМАЗ.

– Мы журналисты из России.

– Русские? Тогда снимайте, – разрешили они, из чего мы сделали вывод о высоком доверии казахов к российской прессе и к русским в целом. (Имеются ввиду правильные казахи)

Мы сняли разбитые окна, закопчённый потолки и обугленные стены, и как работники коммунальных служб устраняют последствия погрома. Рядом – сгоревший ларёк, который тоже задела протестная волна.

Кызылорда. Коммунальщики разгребают последствия погрома

А вот у здания правящей партии обфотографировать ничего не удалось. Какая-то женщина, очевидно партийный функционер, воспротивилась нашим намерениям:

– Ничего здесь не снимайте! – нервно отреагировала она на наше появление.

Ну ладно, не будем. Но с прессой ссорится не надо. Мы ведь можем рассказать общественности, что вы под шумок выносили офисную технику, чтобы потом списать её на протестующих мародёров.

Центр Кызылорды

Это был первый день, когда в городе включили интернет. Открылись продуктовые магазины, салоны сотовой связи и банки. У банков  выстроились очереди. Несмотря на неотменённый режим ЧП в Кызылорду снова стала возвращаться мирная жизнь.

После нашего расследования и опроса свидетелей у нас было немного времени, чтобы ознакомится с бывшей столицей казахов. Город как город, похожий на города провинциальной России. В таких же серых хрущёвках живут в разных уголках страны и россияне. Только в Казылорде живут не русские, а казахи.

Двор в Кызылорде

КАЗАХИ

Немного вульгарной антропологии. В Кызылорды живут, как модно усиливать, самые казахи-казахи, и я при случае с интересом изучал и рассматривал отдельных представителей этой национальности, чтобы сделать свои поверхностные выводы.

Лица у казахов кажутся всегда недовольными. Щёлки глаз постоянно сужены, как почтовые ящики, полные писем, только непонятно каких, добрых или нет. Никогда ты по узкому взгляду казаха не поймёшь, какую бурю эмоций он за ним скрывает.

Когда казах разговаривает на русском, у него всегда вопросительные интонации, даже когда он сам отвечает на вопрос. При этом, многие способны говорить на русском без какого-либо акцента.

Казах

У многих казахов ноги колесом, они не идут, а криволапо катятся – тут свою роль играют гены кочевых народов, которые тысячи лет передвигались по степи на лошадях.

Так как месяца два назад я был в командировке в Узбекистане, исходя из этого опыта, позволю себе вольное и поверхностное сравнение казахов с узбеками. Казахи – это такие узбеки, которых чем-то облучили, вот они и жёстче что ли стали. Хромосома доброжелательности повредилась и мутировала. Лица распухли, надувшись  буграми щёк и стали круглыми, как мрачные блины.

Казахи очень подозрительные, при общении они внимательно тебя осматривают. И обидчивые. Вот прочитает какой-либо казах эту статью и обидится.

Обратите внимание: В Волгодонске построен современный баскетбольный мини-стадион.

А зря – казахов я люблю. У меня в России друг-казах. Характер у него чертовски упрямый.

Зато здесь очень красивые девушки. Лица круглые, как румяные луны. Чёрные прорези озорных глаз, симпатичными щёчки, черноволосая луковица-головка. Прелесть!

Молоденькие казашки

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ШЫМКЕНТЕ

На поезде, преодолев 450 км мы приехали из Кызылорды в Шымкент. Сев в привокзальный автобус, я заметил перемену в окружавшем меня контингенте. Круглые казахские лица частично скукожились. Появились лица славянские, в разговорах смягчился тембр голоса. Мы приехали на самый юг Казахстана, в один из самых межнациональных городов.

После казахов по численности второе и третье места занимают, узбеки и русские соответственно. Дальше толпятся азербайджанцы, татары, корейцы. Ну и другие национальности, представленные уже сотыми долей процентов.

Шымкент – третий по численности город в Казахстане, в нём живёт около миллиона человек. И вполне естественно, что тут без беспорядков и погромов не обошлось. Наскоро и оперативно, мы и здесь провели своё расследование, восстанавливая картину случившегося. 

Шымкент. Разгромленный выставочный центр и здание администрации

5 января стихийные митинги сначала охватили центр города. Но у здания администрации Шымкента, которое находится на окраине, никто митинговать не собирался. К бетонной свечке в несколько десятков этажей, воткнутой посреди площади, вечером того же дня пришла толпа в 3-4 тысячи человек с целью эту свечу зажечь. 

Было много молодёжи, и молодёжи местами пьяной. Были и мирные митингующие, которых закрутило в водоворот бушующей толпы. Но существовали и организованные группы погромщиков, которых подвозили на микроавтобусах. Причём у кого-то на руках уже имелось оружие. Это позволяет сделать вывод, что беспощадный казахский бунт, всколыхнувший Шымкент, не был случайным. Толпу, где нужно собирали и куда нужно направляли.

Шымкент. Внутри здания разгромленного выставочного центра

Но власти города тоже приготовились. По городским камерам они оперативно следили за развитием ситуации. Отслеживали передвижения погромщиков, усиливая оборону. У здания администрации бой шёл 6 часов. Штурм проходил с применением оружия. Администрацию бунтовщикам взять не удалось. Тогда они разгромили и сожгли соседствующий с администрацией выставочный центр и разграбили синий параллелепипед «Метро» неподалёку. К утру город был оцеплен полицией, и толпа стала рассеивается.

Сейчас в городе солнечно, на площади безлюдно. Подходы к зданию перекрыты спецназом. Перед администрацией стоят две пожарки и БТР. Мы обследуем и фотографируем последствия погрома.

Здание администрации Шымкента

Где разрушения, там должны быть и жертвы. По официальной информации, полученной нами в пресс-службе администрации города, в ходе столкновений и погромов пострадало 48 полицейских, 2-е из которых находятся в больницах в тяжёлом состоянии. Но о погибших среди погромщиков, митингующих, мирного населения и представителей силовых структур – молчок! Хотя, учитывая масштабы произошедшего, они, безусловно, есть. И в немалом количестве. 

Недалеко от места событий возле жилого массива стоит памятник безымянному бегуну. Бежать на штурм администрации вместе с толпой он отказался. И тогда погромщики пытались его повалить. Но бегун устоял. Устояла и власть в Шымкенте.

Шымкент. Памятник бегуну

ПУТИН 

– Путину – привет! – передал приветствие российскому президенту очередной  таксист-шымкенец, когда мы с ним рассчитались. И надо же! Действительно, через 2 часа, нам повстречался Путин.

Без «П»!

Знакомьтесь. Александр Леонидович Утин, 1949 года рождения, пенсионер. Русский. Его предки родом из Тверской губернии, а он сам родился в семье, эвакуированной из блокадного Ленинграда в Казахстан, и всю жизнь он прожил здесь. Мы случайно познакомились с Утиным, когда шли вечером по направлению к вокзалу. Совпадение? Не думаю. У судьбы бывают странные сближения.

Александр Леонидович в спонтанном интервью, сказал, что прошедшие беспорядки – это происки деструктивных элементов, которые хотят поссорить русские и казахские народы. Но эти события послужат нам уроком и только укрепят нашу дружбу. Александр Леонидович категорически против введения латиницы, в этом он видит попытку дистанцироваться от России. Идиотизм! – возмущается Александр Леонидович. Кириллицу завещал нам великий Абай (казахский поэт)!

На куртке деда Утина написано было латиницей Russia.

БЕЗ ШУТОК

А теперь серьёзно.

Массовые протесты в Казахстане, возникли не просто так, не на пустом месте. И списать всё на козни экстремистских ячеек, которые, как всем рассказывают в новостях, тренировались под прикрытием предателей из КНБ, не получится. Предателями является вся казахская элита. Они – предатели интересов своего народа и наряду с погромщиками виновны в случившемся.

Как я упоминал, до Казахстана мне недавно удалось побывать в Узбекистане и меня удивил уровень развития этой страны. При всей своей клановости и коррупции, которые свойственны странам Средней Азии (да, и что греха таить и Россия она свойственна – да, скифы мы, да, азиаты), но, всё-таки, надо признать, узбеки достигли хороших экономических результатов. 

Шымкент. Бойцы в оцеплении вокруг городской администрации

Но я всегда был убеждён, что Казахстан при таком наличии природных ресурсов куда развитей Узбекистана, что здесь лучше люди живут. А на месте убедился, что это далеко не так. Простые люди живут бедно, и многие, многие еле сводят концы с концами. Хотя правительство заявляет, что средняя зарплата по стране составляет 300 тыс.тенге (примерно 50 тыс.рублей), но разница между богатыми и бедными настолько велика, что выходит, как в анекдоте: ты ешь капусту, а я мясо, а вместе мы – голубцы.

Простые люди живут бедно, а элита жирует. Памятники самим себе ставят, проспекты, города переименовывают в честь себя. Вот народ и вскипел. Правда, его настроениями воспользовались куда более опасные люди, чем нынешнее правительство Казахстана.

Остаётся только надеяться, что казахские власти поймут чаяния своего народа, пусть и выраженные столь радикально, и хотя бы поступят по столыпинской формуле, которая гласит, что после успокоения, должны обязательно следовать реформы. Может, парочку-другую чиновников-коррупционеров и баев-олигархов показательно кинут на вилы народного гнева. Будем надеяться. А что ещё остаётся в таких обстоятельствах  делать русскому и казахскому народам? Только надеятся на лучшее.

Военкор Семён Пегов берёт интервью у Утина#казахстан #беспорядки #кызылорда #шымкент #казахстан сегодня #казахстан новости #массовые беспорядки #майдан

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Кызылорда–шымкент. Казахский бунт, осмысленный и беспощадный.