На фото: Т-EPF-11 «Puerto Rico» (фото Austal)
27 января 2022 года американская судостроительная компания Austal USA приступила к строительству очередного, пятнадцатого по счету, экспедиционного скоростного транспортного корабля (EPF) класса «Spearhead» для Военно-морских сил США. Этот проект, известный также под прежним названием Joint High Speed Vessel (JHSV), продолжает развиваться, несмотря на неоднозначную оценку его эффективности.
1. Назначение и особенности проекта
Корабли класса «Spearhead» представляют собой высокоскоростные транспортные средства с малой осадкой. Их основная задача — оперативная переброска личного состава, военной техники и грузов в пределах театра военных действий для нужд ВМС, Армии и Корпуса морской пехоты США.
Закладка T-EPF-15 «Point Loma» и строительство T-EPF-14 «Cody» знаменуют переход к модификации Flight II. Ключевым нововведением этой версии станут так называемые «расширенные медицинские возможности», которые позволят этим судам действовать в роли высокоскоростных госпитальных судов, дополняя более крупные плавучие госпитали ВМС США.
Строительство алюминиевого корпуса корабля.
2. История создания и конструкция
Программа изначально носила название Joint High Speed Vessel (что подчеркивало её межвидовой характер для армии и флота), а позже была переименована в EPF. Контракт на предварительное проектирование был заключен в феврале 2008 года, а головной корабль проекта стоил 185,4 миллиона долларов. На сегодняшний день флоту передано 12 единиц, один корабль спущен на воду и два, включая пятнадцатый, находятся в стадии постройки.
Схематичное изображение назначения помещений на корабле.
Технические характеристики и возможности
EPF представляет собой облегченный алюминиевый катамаран, построенный по коммерческим стандартам и не несущий собственного вооружения. Его основные параметры:
- Длина: 103 метра, ширина: 28,5 метров, осадка: 3,8 метра.
- Водоизмещение: 2362 тонны.
- Грузовая палуба площадью более 1800 м² позволяет разместить до 635 тонн полезной нагрузки, включая основное вооружение, такое как танк M1A2 Abrams, который может быть загружен через кормовую аппарель.
- Дальность плавания: свыше 1200 морских миль.
- Скорость: крейсерская — около 35 км/ч, максимальная может достигать 80 км/ч.
- Экипаж состоит из 40-42 гражданских моряков Командования морских перевозок.
Малая осадка дает кораблю уникальное преимущество — возможность заходить в мелководные и плохо оборудованные порты. На верхней палубе расположена вертолетная площадка, способная принимать такие машины, как CH-53E Super Stallion.
Работа погрузочной техники на просторной транспортной палубе.
3. Силовая установка и условия размещения
Сердцем корабля являются четыре мощных дизельных двигателя MTU 20V8000 M71L, которые через водометы Wartsila обеспечивают высокие скоростные характеристики. Для размещения людей предусмотрены каюты для экипажа, а также сиденья авиационного типа на 312 человек, постоянные спальные места для 104 военнослужащих и временные — еще для 46.
Комфортабельные салоны для перевозки личного состава.
4. Критика и поиск новой роли
Несмотря на впечатляющие характеристики, программа EPF неоднократно подвергалась критике в самих США. Основные претензии касаются сомнительного соотношения «стоимость-эффективность» и ограниченной боевой ценности в условиях реального конфликта из-за отсутствия вооружения и низкой живучести.
В попытках оправдать инвестиции ВМС США активно ищут для «Spearhead» новые роли:
- Платформа для вооружений: В 2016 году на корабле «Millinocket» планировалось испытание перспективного рельсотрона, хотя проект для этого не предназначен. Испытания были отложены.
- Борьба с наркотрафиком: В 2013 году JHSV-2 «Swift» доказал возможность патрулирования в операциях по перехвату наркотиков у побережья Южной Америки.
- Десантные операции: Велись исследования по превращению транспортов в подобие десантных кораблей, но конструктивные ограничения (отсутствие доковой камеры, проблемы с перегрузкой в море при волнении) не позволили реализовать эту идею в полной мере.
- Работа с конвертопланами: Планы по использованию с кораблями конвертопланов MV-22 Osprey были свернуты, так как палуба не выдерживала тепловой нагрузки от их двигателей. Осталась возможность работы только с вертолетами.
Вертолетная площадка корабля рассчитана на машины типа MH-60 или CH-53.
5. Выводы и перспективы
Корабли класса «Spearhead» — это узкоспециализированный инструмент. Их главные козыри — высокая скорость, значительная грузоподъемность и способность работать на мелководье, что идеально подходит для быстрой переброски подразделений в рамках гуманитарных миссий или ликвидации последствий стихийных бедствий.
Однако их роль в высокоинтенсивном конфликте остается под вопросом. Показательным фактом, иллюстрирующим неоднозначное отношение к программе даже внутри страны, стало решение администрации Дональда Трампа перенаправить средства, выделенные на постройку одного из таких кораблей, на возведение стены на границе с Мексикой.
Таким образом, «Spearhead» находит свою нишу как вспомогательное судно мирного времени, но вряд ли станет ключевым элементом ударной мощи флота. Развитие проекта в модификации Flight II с медицинским уклоном — очередная попытка адаптировать его к постоянно меняющимся требованиям.
#новости сша #флот #вмс #корабль #вооружение #военная техника #оружие #военные технологии #морская пехота
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Началось строительство 15-го по счету скоростного транспортного корабля класса "Spearhead" для вмс сша.