Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило тревожный прогноз, согласно которому предстоящая зима может стать для Европы периодом серьёзных испытаний из-за угрозы энергетического дефицита.

1. Суровые прогнозы и необходимые меры
В отчёте МЭА за третий квартал, опубликованном 3 октября, содержится предупреждение о "беспрецедентном риске" сложной зимы для европейского континента. Агентство подсчитало, что в случае полного прекращения поставок природного газа из России европейским странам потребуется сократить общее потребление этого ресурса на 13%. Значительная часть этого бремени ляжет на плечи обычных граждан: для экономии им, вероятно, придётся понизить температуру в системах отопления в среднем на 1 градус Цельсия. Промышленный сектор также не избежит необходимости жёсткой экономии. Ранее, в конце сентября, Европейский союз уже принял решение о сокращении потребления электроэнергии в пиковые часы как минимум на 5%.
2. Текущая ситуация с запасами и уязвимость промышленности
На данный момент странам ЕС удалось заполнить подземные газовые хранилища на 88%, что превышает целевой показатель в 80%, который необходимо было достичь к 1 ноября. Однако, по оценкам МЭА, для компенсации полного отсутствия российского газа уровень заполнения должен составлять не менее 90%. Европейские компании уже активно сокращают потребление, а в некоторых энергоёмких отраслях, таких как металлургия и производство удобрений, происходит временная остановка целых заводов. Особенно тяжело приходится малому бизнесу, например, пекарням, которые вынуждены значительно повышать цены на свою продукцию из-за роста издержек.
3. Экономические последствия и поиск альтернатив
Энергетический кризис и рекордные цены на газ и электроэнергию стали ключевыми драйверами инфляции, которая в странах еврозоны достигла двузначных значений. Резкое снижение покупательной способности населения заставляет экономистов прогнозировать рецессию в конце 2022 или начале 2023 года. Власти и энергокомпании пытаются заместить российский газ дорогостоящим сжиженным природным газом (СПГ), закупаемым на спотовом рынке, а также трубопроводным газом из Норвегии и Азербайджана.
4. Риски нормирования и глобальные последствия
Основная задача правительств — избежать принудительного нормирования поставок газа для промышленности и домохозяйств зимой. По данным МЭА, для этого уровень запасов в хранилищах не должен опускаться ниже 33% от их ёмкости. Если этот порог будет нарушен, а зима окажется холодной, отключений некоторых потребителей не избежать. Более того, низкий уровень запасов весной 2023 года осложнит подготовку к следующей отопительной зиме и может поддержать высокие летние цены на газ.
5. Глобальный эффект и конкуренция за ресурсы
Энергетический кризис в Европе имеет серьёзные глобальные последствия. Готовность европейцев платить высокую цену за СПГ привела к резкому росту стоимости этого топлива на мировом рынке, сделав его практически недоступным для многих развивающихся стран Азии. В Бангладеш и Пакистане уже происходят масштабные веерные отключения электроэнергии. Конкуренция за ресурсы обостряет напряжённость: потребности Европы оказывают сильное давление на азиатских покупателей. В то же время холодная зима в Азии может, в свою очередь, ограничить поставки СПГ в Европу. Кризис также спровоцировал дефицит плавучих регазификационных терминалов (FSRU), которые Европа активно фрахтует и строит, оттягивая эти ресурсы у азиатских стран.