После принятия измененных правил дорожного движения скорость движения скутеров на улицах российских городов и поселков снизится. Однако количество аварий с их участием, скорее всего, будет расти. Эту тенденцию можно изменить, но не административными методами.
В России завершается сезон электрических скутеров, ставших модными и очень популярными в последние годы. Если раньше девушки спрашивали молодого человека, на какой машине он ездит, то теперь они часто интересуются, есть ли у потенциального жениха скутер. И если да, то это будет электроскутер или обычный скутер? Второй вариант серьезно повышает шансы на успешное знакомство.
Конечно, этот сценарий - шутка. Но шутка - это то, в чем есть доля юмора. Скутеры стали настолько популярны, что возник вопрос об изменении правил перевозки, связанных с ними. В настоящее время действуют новые правила дорожного движения, разрешающие проезд через проезжую часть, что, по мнению законодателей, должно снизить количество аварий, связанных с превышением скорости скутерами.
1. На СИМе по обочине
Впервые в истории понятие персонального мобильного устройства (SIM) было официально введено в российские правила дорожного движения. Оно охватывает транспортное средство с одним или несколькими колесами или роликами, предназначенное для индивидуального перемещения человека с помощью двигателя или двигателей. Теперь к CIM относятся не только электроскутеры, но и электрические скейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие подобные транспортные средства.
Хотя новое законодательство не требует наличия водительских прав для управления SIM, сотрудники дорожной полиции имеют право направлять водителей SIM на медицинское освидетельствование, если есть подозрения, что они находятся в состоянии опьянения. Пользователям SIM-карты разрешено ездить с максимальной скоростью 25 км/ч. Кроме того, они могут ездить только по тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным дорожкам и велодорожкам в пределах пешеходных зон.
Кроме того, люди в возрасте 14 лет и старше могут пользоваться обочиной или правым краем проезжей части с определенными ограничениями, если там нет тротуаров или обочин или их использование физически невозможно.
Российские компании по прокату электроскутеров, которые в последнее время стали предметом обсуждения в связи с участившимися случаями ДТП с участием скутеров, положительно отреагировали на эти меры. Например, в пресс-службе компании "Яндекс", которая имеет подразделение по прокату автомобилей и скутеров под названием Yandex.Go, корреспонденту "Эксперта" сообщили, что поддерживают изменения в правилах дорожного движения, направленные на безопасное передвижение на маломобильных транспортных средствах. В то же время компания указала, что уже давно технически рассматривает вопрос о регулировании скорости скутеров.
"Важно, чтобы правила дорожного движения начали учитывать вопрос инфраструктуры, в том числе специфику движения транспортных средств индивидуальной мобильности. Кикшеринг - относительно новое направление городского транспорта, но горожане уже успели оценить удобство и комфорт передвижения по городу на электрических скутерах. Парк кикшеров Yandex Go включает новейшую модель Ninebot Max Plus 2022.В "свободных зонах" - это специальные участки на карте, которые отмечены в каждом городе индивидуально - скутеры автоматически снижают скорость. Служба выделяет эти зоны в зависимости от плотности пешеходного движения и его средней скорости. Вблизи школ, детских садов и детских площадок действуют еще более строгие ограничения скорости: скутеры плавно снижают скорость до 15, 10 или 6 км/ч. В местах, запрещенных для катания, скорость снижается до нуля, сообщили представители Яндекса.
2. Прокат как фактор безопасности
В свою очередь, автомобильный эксперт Максим Пастушенко напомнил, что власти уже предпринимали первые попытки регулировать движение SIM на дорогах.
"Тогда правила хоть как-то обозначали существование этих новых средств передвижения, но и они, и их водители оставались в статусе пешеходов. Также логично, что тротуары, велосипедные дорожки или края встречных проезжих частей, как и раньше, были зарезервированы для их движения. Нет нужды говорить, что после этих нововведений ничего не изменилось.
Обратите внимание: Мускулистая, как никогда: Натали Портман заметили на съемках киновселенной «Тор 4».
Чуть позже власти заговорили о концепции CIM. Но хотя название было придумано довольно быстро, применение каких-либо юридических норм оказалось практически невозможным. Повестка дня осталась прежней: кто будет контролировать разрешенную власть? Кто будет измерять текущую скорость? Как доказать, что правонарушение было совершено, если у автомобиля нет номерных знаков? Как можно привлечь водителя к ответственности, вернее, кто может это сделать? Дорожная полиция не может сделать это с человеком, у которого нет водительских прав, а обычный полицейский не имеет полномочий вмешиваться в регулирование дорожного движения", - сказал он "Эксперту".В то же время Максим Пастушенко считает, что, несмотря на нововведения, вышеупомянутые проблемы будут только обостряться. Эксперт привел в пример ситуацию, которая часто случается: водитель электроскутера столкнулся с пешеходом на тротуаре.
"Кто и как сможет определить его виновность? Скорее всего, это будет невозможно, поскольку не существует технических средств для этого. Кроме того, кажется, что он может быть привлечен к ответственности за использование скутера с чрезмерной мощностью двигателя? Но кто и как сможет дать заключение о том, что мощность данной конкретной модели действительно превышает допустимые параметры? И глазурь на торте заключается в том, что в то время как обычный водитель автомобиля, нарушивший некоторые правила, рискует лишиться прав, в данном случае нерадивому водителю скутера будет трудно подвергнуть себя риску. Максимальный штраф - это небольшое административное взыскание, которое вряд ли испугает человека, заплатившего десятки тысяч рублей за дорогой скутер, подчеркнул эксперт.
Однако, по его мнению, большим плюсом является то, что подавляющее большинство скутеров и других СИМов в густонаселенных городах можно взять в аренду. Опыт взаимодействия городских властей и прокатных компаний уже существует, и его можно назвать вполне успешным. "Сами автомобили имеют идентификационные номера, их скорость и динамика ограничены электроникой, а их траектория легко отслеживается спутниковыми радиомаяками". - отметил Максим Пастушенко.
3. Самокатчикам не хватет культуры
Однако, если наступит полный контроль над этой сферой, регистрация персональных SIM-карт, например, может стать обязательной. Они должны будут получить водительские права. Это автоматически снизит интерес к такому транспорту, негативно скажется на его продаже и прокате, а также будет иметь коррупционную составляющую.
"Также неоспоримо, что использование этих транспортных средств оказало значительное положительное влияние на загруженность дорог, поскольку многие жители городов или, скажем, компании по доставке, пересаживаются летом с автомобилей на SIM. Конечно, запреты и многочисленные законодательные инициативы вряд ли решат эту проблему. Опыт многих стран, где скутеры и им подобные стали популярны раньше, чем в нашей стране, подтверждает: чем больше таких транспортных средств, тем больше аварий с их участием. Сокращение этой печальной статистики до нуля возможно только после того, как они уйдут с дорог. И эти цифры можно снизить тем же способом, которым мир борется со смертностью на дорогах - повышением культуры вождения", - заключил эксперт.
Мне остается добавить, что до сих пор никто в нашей стране не занимался достаточно серьезно вопросами повышения этой самой культуры в контексте скутеров и других SIMU. Имеет смысл начать этот процесс вместе с властями и бизнесом, поскольку обе стороны заинтересованы в снижении уровня аварийности. И лучшее время для запуска кампании - непосредственно перед началом следующего сезона. А пока есть время подготовиться - скутеры уходят на зимние каникулы.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: После принятия обновленной редакции ПДД скорость движения самокатов по улицам российских городов и весей уменьшится.