Почему московскому сектору коммуникационных технологий не хватает специалистов
Московский сектор коммуникационных технологий нуждается в компетентных специалистах. Несмотря на то, что специалистов по телекоммуникациям готовят более чем в 60 высших учебных заведениях страны, выпускники не всегда готовы сразу работать на предприятии. Причина в том, что образовательная программа учебных заведений и профессиональный стандарт эксплуатирующих компаний не совпадают, к такому выводу пришли участники конференции "Развитие коммуникационных технологий в современных реалиях". Вызовы в обучении персонала", который прошел в "Московской технической школе".
1. Образование не по стандарту
В настоящее время подготовкой специалистов в области телекоммуникаций занимаются 66 вузов, среди которых Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ). Также партнерские школы и университеты в Москве, из которых в общей сложности 255 отвечают за образование. Также разрабатываются дополнительные профили в области телекоммуникаций. Например, МТУСИ планирует в ближайшем будущем запустить учебные курсы по квантовым коммуникациям. Перспективными направлениями исследований станут фотоника, сенсорика и сети 5G-6G. Кроме того, в университете открыт центр робототехники.
Тем не менее, существует ряд проблем в подготовке кадров, говорит Андрей Муханов, проректор по молодежной политике и воспитательной работе МТУСИ. Прежде всего, отсутствует эффективный механизм взаимодействия рынка образования и, как следствие, уровень подготовки специалистов недостаточен. Кроме того, сама сфера телекоммуникаций и профессии в ней не очень популярны. Что касается российских исследований в области телекоммуникаций, то они являются недостаточными, чему способствуют, в том числе, и исторические причины. По словам Муханова, возможности государственно-частного партнерства в области обучения и исследований также используются слабо.
Квалификация выпускников и новичков не всегда одинакова, говорит Юрий Ушанов, советник Центра цифровой трансформации и член рабочей группы по квантовым коммуникациям НПЦ. Единый профессиональный стандарт мог бы стать объединяющим звеном. "Не все отрасли, к сожалению, выстраивают нормальные отношения с образовательной сферой. Требование профессионального стандарта является приоритетным для многих студентов, таким маяком того, что ожидает от них работодатель.
Обратите внимание: Челси и Мария Грановская стыдятся неудачного трансфера Гатуна Санчо.
Потому что в профессиональном стандарте сказано, что студент должен обладать такими-то и такими-то знаниями и навыками. Единственное, чего не хватает - это производительности, потому что это количественная величина", - сказал он.Агентство по повышению квалификации и профессиональному развитию уделяет особое внимание подготовке специалистов на основе корпоративного стандарта, сказал Андрей Крюков, заместитель технического директора агентства. В ходе анализа специалисты выясняют, какие недуги есть у конкретной компании, с какими проблемами сталкивается профессия, проводят аудит рабочих мест и производственных объектов, а затем на этой основе собирают корпоративные стандарты профессии. "Корпоративные стандарты - это те навыки и знания, которыми должен обладать специалист именно в этой компании и на этой должности. Перечень оборудования, с которым он работает, каким должен быть выход готовой продукции, как оценить результат, каковы особенности культуры производства", - добавил Крюков.
По его словам, такой подход помогает в практической оценке персонала, отслеживании квалификации сотрудников на этапе трудоустройства, корректировке программ обучения, диагностике процессов непосредственно на рабочем месте.
2. Источники помощи
Вовлечение будущих работодателей в процесс обучения студентов крайне важно, считают эксперты.
"Среди основных решений: введение в систему образования практических примеров деятельности субъектов рынка. Очень важно, чтобы представитель работодателя был вовлечен в образовательный процесс. У нашего университета есть большой опыт сотрудничества с IT и телекоммуникационными компаниями: когда представители работодателей участвуют в оценке дипломных работ. Хороши все формы взаимодействия: мастер-классы, лекции, конкурсы, создание базовых кафедр, лабораторий, участие в центрах карьеры", - сказал проректор Андрей Муханов и отметил, что эти инструменты уже внедряются в университете.
По словам Александра Добрякова, начальника управления профессионального образования и науки Департамента образования и науки города Москвы, помощь работодателей необходима не только для оценки знаний выпускников, но и для обновления производственной практики и учебной программы. "Важный вопрос - как должен быть оснащен университет, как должны выглядеть лаборатории и мастерские. Пусть работодатели говорят, на чем должны учиться студенты, на каком программном обеспечении. Для нас важно, чтобы работодатели приходили и говорили нам, что должен иметь человек, чтобы работать у них", - добавил он.
Активизация знаний и доведение компетенций до требуемого уровня уже идет в Московском техникуме, хотя в нем пока учатся не студенты, а выпускники.
"Человеческие ресурсы - это основа всего. Мы уделяем большое внимание подготовке специалистов, слышим запросы от компаний - какие кадры нужны, как их надо готовить, чего не хватает. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы сотрудникам не пришлось переучиваться и чтобы они были максимально подготовлены к проектам, на которые они идут. Московский техникум - это важный для нас проект, который мы будем развивать дальше", - пояснила заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Дарья Степанова. По ее словам, для достижения поставленных целей важно выстроить конструктивный диалог между властями, университетами и бизнесом.
После завершения строительства Центра коллективного обслуживания появятся дополнительные возможности для усиления компетенций как для действующих специалистов, так и для студентов, сказал Юрий Астахов, заместитель генерального директора по развитию научно-производственного предприятия "ИТЭЛМА". По его словам, планируется построить единую технологическую цепочку, в которой микроэлектронная продукция сможет пройти путь от производства до исследований и на заключительном этапе получить сертификат качества центра. Во время обучения в Московской технической школе специалисты, а в будущем и студенты, смогут получить дополнительную практику по работе с электронными изделиями в Сервисном центре. Строительство объекта планируется завершить в 2023 году, проект реализуется в рамках крупного инвестиционного проекта в Москве с объемом частных инвестиций более 2 миллиардов рублей, добавил Астахов.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Сфера технологий связи Москвы нуждается в компетентных специалистах.