УрФУ в авангарде технологического предпринимательства и науки: интервью с ректором Виктором Кокшаровым

В условиях новой экономической реальности роль университетов как драйверов технологического развития и создания инновационных продуктов становится критически важной. Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров в интервью подробно рассказал о стратегических инициативах УрФУ, направленных на ответ современным вызовам.

Виктор Кокшаров подчеркнул: "Мы намерены кардинально изменить позицию и влияние университета в национальной исследовательской повестке".

УрФУ подтвердил свой статус одного из лидеров в сфере технологического предпринимательства, войдя в число победителей федерального конкурса по развитию университетских стартапов. Программа "фабрика стартапов" нацелена на оперативное тестирование бизнес-гипотез и масштабное создание новых технологических компаний. Этот успех закономерен: ранее университет уже занимал место в топ-20 рейтинга предпринимательских вузов по версии AC Expert, где оценивается вклад выпускников в мировой рынок стартапов.

Спрос на университет как на источник прорывных технологических решений сегодня многократно возрос. Виктор Кокшаров объяснил, как УрФУ интегрируется в эту повестку через участие в федеральной программе "Платформа университетского технологического предпринимательства", где вуз одержал победу по нескольким ключевым направлениям.

– Виктор, победа в программе охватывает несколько треков. Каковы планы по их реализации?

– Мы фокусируемся на нескольких взаимосвязанных блоках. Во-первых, это разработка комплекса образовательных программ для подготовки предпринимателей. Во-вторых, создание учебного центра для развития соответствующих компетенций и программ акселерации. Вся эта работа ведется в тесной кооперации с промышленными партнерами для выявления перспективных инновационных идей и малых предприятий, способных внедрять новые решения.

Особое внимание уделяется созданию стартап-студии. Этот проект реализуется на базе инновационной инфраструктуры университета при поддержке технопарка "Университетский" и правительства Свердловской области. Региональные власти обеспечивают существенное софинансирование. Студия станет точкой полного цикла поддержки для технологических команд: от обучения и бизнес-планирования до создания прототипов и организации серийного производства.

1. Стратегия развития: от водородной энергетики до благополучия человека

– В ноябре запланирована защита программы развития УрФУ в рамках "Приоритета 2030". Какие стратегические цели определены?

– Наша амбициозная программа нацелена на трансформацию исследовательской роли университета. Мы вошли в десятку лидеров научного направления, что обеспечило максимальный объем финансирования. Программа включает пять стратегических проектов, три из которых непосредственно связаны с наукой и технологиями.

Первый проект – "Материалы и технологии для водородной и ядерной энергетики". В фокусе – создание линейки высокоэффективных высокотемпературных электролизеров на основе твердого оксида. Их ключевое преимущество – возможность использования сбросного тепла атомных электростанций, которое сегодня в значительной степени теряется. Это позволит эффективно производить водород. Однако мы видим задачу шире: необходимо выстроить всю цепочку – от производства и сжижения водорода с помощью ковалентно связанных органических носителей (над этим работают наши химики-технологи) до его хранения, транспортировки и регенерации. Параллельно ведутся работы по развитию ядерной энергетики, в частности, по созданию реакторов на жидких солях.

Второй проект – "Дизайн и технология функциональных материалов и систем". Цель – достичь лидерства в создании материалов для магнитных датчиков, спинтроники, микроэлектроники и медицины. Речь идет о решении практических задач: от разработки сенсоров и биосенсоров нового поколения до производства сцинтилляционных кристаллов для томографов, превосходящих по качеству импортные аналоги. В итоге мы стремимся создать систему портативных устройств для мониторинга здоровья человека в любых условиях. Также в рамках этого направления ведется разработка новых лекарственных препаратов, включая противодиабетическое средство, которое уже выходит на стадию клинических испытаний с планами по запуску массового производства к 2030 году.

Третий стратегический проект – "Благосостояние человека в условиях цифровой трансформации". Это междисциплинарная инициатива с участием социологов, психологов, экономистов и IT-специалистов. Ее суть – разработка цифровых методов для оценки и повышения уровня индивидуального и общественного благополучия.

Два оставшихся проекта – "Академическое превосходство" и "Образование: человеческие ресурсы для научно-технического прорыва" – нацелены на создание среды для исследований мирового уровня (через поддержку молодежных лабораторий и академических лидеров) и на разработку востребованных образовательных программ, в том числе в цифровой сфере.

– На реализацию программы по "Приоритету 2030" университет получит 994 млн рублей. Насколько значима эта сумма для УрФУ?

– Это составляет чуть менее 7% от нашего бюджета, который в 2022 году равен 15 млрд рублей. Однако ценность не только в финансировании, но и в мощном стимуле для развития. Эти средства мотивируют нас двигаться вперед, претендовать на лидерство в исследованиях и образовании. Кроме "Приоритета", мы выиграли и другие конкурсы, например, по созданию передовой инженерной школы, которая готовит "инженерный спецназ" для решения сложнейших технологических задач.

Обратите внимание: Виктор Гончаренко поделился своими эмоциями после тяжелой победы над "Уралом" (0:2).

2. Гибкость образовательной системы

– Российское образование переживает трансформации, в том числе связанные с пересмотром Болонской системы. Как это отразится на УрФУ? Не снизит ли это привлекательность для иностранных абитуриентов?

– Речь не идет об отказе от бакалавриата и магистратуры как форматов. Ключевой принцип – соответствие запросам работодателей. Например, для многих IT-позиций достаточно уровня бакалавра, тогда как для программистов, требующих глубоких фундаментальных знаний, необходима магистратура. В определенных сферах, таких как критическая инфраструктура или безопасность, требуется более углубленная подготовка, что обуславливает возврат к программе специалитета. Таким образом, система не ломается, а тонко настраивается: увеличится количество специализированных программ там, где это необходимо, в то время как бакалавриат и магистратура сохранятся в других областях.

Не стоит делать из Болонской системы фетиш – это всего лишь набор правил, которым можно следовать или нет. Формально она охватывает около 40 стран, тогда как в мире их около двухсот. Многоуровневое образование (бакалавриат/магистратура) успешно существует вне этой системы в США, Китае, Индии и других странах. Поэтому проблем с привлечением иностранных студентов я не вижу – они продолжают активно поступать на наши программы.

– Значит, студенты, поступившие в магистратуру в этом году, получат свои дипломы?

– Безусловно. Все, кто был зачислен на программы бакалавриата и магистратуры, получат дипломы установленного образца. Более того, наша система образования предоставляет значительную степень свободы и индивидуализации. Студент может выбирать модули в рамках большой образовательной программы, менять направление обучения или даже переходить в другой российский вуз.

3. Международное сотрудничество: новые горизонты

– С какими зарубежными партнерами продолжается сотрудничество? Появились ли новые в Азии?

– Безусловно, география партнерств расширяется. Растет интерес к совместным программам. Мы только что подписали соглашения о четырех совместных магистерских программах с двумя университетами Кыргызстана. Активно развивается сотрудничество с Монголией и Китаем. Наши китайские партнеры, например, предложили амбициозный проект по созданию совместного Лоян-Уральского университета. Они готовы взять на себя инфраструктурные вопросы – предоставить землю и построить здание, а наша задача – наполнить его качественным образовательным контентом.

– Много ли в УрФУ студентов из Китая?

– Сегодня у нас обучается 1014 китайских студентов, многие – по совместным программам с вузами провинций Хэбэй, Хэнань и других. По количеству студентов лидирует Казахстан – 1287 человек. Также у нас учатся представители Эквадора, Уругвая, Бразилии, стран Северной Африки, Вьетнама, Малайзии, Индонезии и многих других государств.

– Экспертная группа QS прекратила составление рейтингов российских вузов. Как теперь абитуриенты смогут оценивать качество российского образования?

– Это не катастрофа. Мы работаем не ради рейтингов, а для общества и науки. Рейтинги – лишь один из инструментов сравнения. Помимо QS, существуют другие системы оценки, например, международный рейтинг "Три университетские миссии" (Московский рейтинг), который, в отличие от QS, значительное внимание уделяет вкладу университетов в социально-экономическое развитие регионов. Рейтинги, разрабатываемые аналитиками AC Expert, также предлагают robustные инструменты для анализа деятельности вузов.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Виктор Кокшаров о новых вызовах, стоящих перед высшим образованием, и задачах развития научно-технологических направлений.