Виктор Кокшаров о новых вызовах, стоящих перед высшим образованием, и задачах развития научно-технологических направлений

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров о новых вызовах, стоящих перед высшим образованием, и задачах развития областей науки и техники

Виктор Кокшаров о новых вызовах, стоящих перед высшим образованием, и задачах развития научно-технологических направлений Виктор Кокшаров: "Мы хотим изменить роль и место университета в исследовательской повестке дня

Уральский федеральный университет (УрФУ) вошел в число победителей федерального конкурса по развитию университетских стартапов. Формат технологического предпринимательства, также известный как "фабрика стартапов", ориентирован на быстрое тестирование бизнес-идей из сформированного банка гипотез и массовое создание новых компаний. Напомним, что ранее УрФУ уже входил в топ-20 рейтинга предпринимательских университетов и бизнес-школ (по версии AC Expert), методология которого учитывает стартапы выпускников, заметные на мировом рынке.

В новых экономических условиях обращение к университету как к источнику создания новых продуктов и технологических решений многократно возросло. Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета, рассказал "Эксперту-Урал" о роли университетов в современных реалиях.

- Виктор, форматы включения университетов в технологическую повестку дня меняются. В настоящее время многие университеты и промышленные партнеры участвуют в федеральной программе под названием "Платформа университетского технологического предпринимательства". УрФУ одержал победу сразу в нескольких областях. Как вы будете их развивать?

- Эти несколько направлений включают создание блока образовательных программ для обучения и подготовки предпринимателей, учебного центра для развития предпринимательских навыков и программ акселераторов. Это делается в сотрудничестве с промышленностью для выявления пула инновационных идей и малых, состоявшихся предприятий, которые могут участвовать в их производственном процессе и предложить что-то новое и важное для них.

Одним из ключевых направлений является создание стартап-студии. Проект реализуется благодаря инициативе и инновационной инфраструктуре университета, при поддержке технопарка "Университетский" и правительства области. Правительство и

Регионы гарантируют свою долю средств, что достаточно существенно. Совместно с технопарком мы создаем стартап-студию, через которую будет оказываться поддержка технологическим командам, создающим малые инновационные предприятия. Это полный цикл поддержки, начиная с обучения и создания бизнес-плана, технологического прототипирования и заканчивая производством продукции.

1. Индивидуальный уровень благополучия

- На ноябрь запланирована защита программы развития университета в рамках проекта "Приоритет 2030". Какие цели ставит перед собой УрФУ?

- У нас очень серьезная программа; мы хотим изменить роль и место университета в исследовательской повестке дня. Не случайно мы пошли по пути лидерства в области исследований и вошли в десятку лучших университетов. Эта группа университетов получила наибольшее финансирование. В нашей программе пять стратегических проектов. Три из них - это исследования, наука и технологии. Первый - "Материалы и технологии для водородной и ядерной энергетики". Если говорить о водородной энергетике, то в основном это касается создания линейки высокотемпературных электролизеров на основе твердого оксида. Они очень эффективно работают на отработанном тепле атомных электростанций, которое в настоящее время просто теряется многими способами. Установив такой электролизер, можно эффективно производить водород. Мы не ограничимся электролизерами, нам нужно построить целую цепочку: производство, хранение, транспортировка водорода. Поэтому нам необходимо сделать его жидким, используя ковалентно связанные органические носители. Наши химики-технологи работают над этим. Затем потребуются специальные строительные блоки для хранения водорода. После его доставки необходимо обезвоживание и т.д. Помимо водородной энергетики, есть направления по развитию ядерной энергетики и созданию нового типа реактора для жидких солей.

Второй проект - "Дизайн и технология функциональных материалов и систем". Цель - достичь лидерства в области функциональных материалов и технологий для магнитных датчиков, хиральной спинтроники, магнитомикроэлектроники и медицины. Нам необходимо решить проблемы, связанные с новыми устройствами КТ, с сенсорами и биосенсорами, вплоть до сцинтилляционных кристаллов, которые используются в современных томографах. Необходимо, чтобы эти кристаллы превосходили по свойствам и качеству импортную продукцию. В общем, мы хотим создать систему портативных устройств, которые позволяли бы определять показатели здоровья человека в любых условиях. Существуют также вопросы, связанные с производством основных лекарств и противовирусных средств и выделением биологически активных молекул. Разрабатывается новый противодиабетический препарат, мы уже вступаем в фазу клинических испытаний и должны начать массовое производство к 2030 году.

В третьем стратегическом проекте - "Благосостояние человека в условиях цифровой трансформации" - участвуют наши социологи, психологи, экономисты и компьютерные ученые. Это комплексный проект по измерению с помощью цифровых методов индивидуального благополучия отдельных людей и благополучия целых сообществ.

Два других очень важных проекта - "Академическое превосходство" и "Образование: человеческие ресурсы для научно-технического прорыва". Первая направлена на развитие условий и среды для исследований мирового уровня в университете, поддерживая молодежные лаборатории, развитие академического лидерства и публикационную активность. Вторая - разработка и внедрение новых образовательных программ, востребованных обществом, в том числе связанных с цифровыми навыками.

- Университет получит 994 млн рублей на реализацию программы по Приоритету 2030. Большая ли это сумма для Уральского федерального университета?

- Чуть меньше 7% бюджета университета, это 15 млрд рублей в 2022 году.

Обратите внимание: Виктор Гончаренко поделился своими эмоциями после тяжелой победы над "Уралом" (0:2).

Но дело не столько в деньгах, сколько в стимуле для развития. Эти средства мотивируют нас двигаться вперед, претендовать на исследования и лидерство в области образования.

Помимо "Приоритета", мы выиграли несколько других конкурсов, в том числе конкурс передовых инженерных школ. Это подготовка квалифицированных инженеров для высокотехнологичных секторов экономики, фактически инженерного спецназа, который сможет решать крупные технологические проблемы.

2. Определенная степень свободы

- Российское образование переживает серьезные трансформации, в том числе вызванные отказом от Болонской системы. Какие изменения произойдут в деятельности Уральского федерального университета? Не отпугнет ли возврат к моноуровневому образованию иностранных студентов?

- Никто не собирается отказываться от таких форматов обучения, как бакалавриат и магистратура. Вы должны соотнести все с требованиями работодателя и понять, какие специалисты ему нужны. Например, ИТ-компаниям нужны специалисты, получившие степень бакалавра, достаточную для работы на начальном уровне. Но если речь идет о программистах, которым необходимо обладать фундаментальными знаниями в области информатики и математики, степень магистра явно необходима. Все зависит от функции, на которую будет ориентирован выпускник университета в конкретной промышленной, финансовой или IT-компании. Уровень подготовки сохраняется, но во многих областях, таких как критическая инфраструктура и национальная безопасность, требуется более углубленная подготовка. Это возвращение к степени специалиста. Никто не отменял эту форму высшего образования, речь идет о некотором увеличении количества специализированных программ. Речь идет не о сломе системы, а о тонкой настройке.

В то же время в других областях, где это не требуется, останутся степени бакалавра и магистра. В целом, я бы не стал делать Болонскую систему фетишем, потому что это набор правил, которым страна, система образования может следовать или не следовать.

Формально Болонская система охватывает чуть более 40 стран, в то время как в мире насчитывается около двухсот. Ни Индия, ни Пакистан, ни Китай, ни США, ни Израиль не входят в Болонскую систему, но у них есть многоуровневая система образования, включающая бакалавриат и магистратуру. Поэтому я не вижу никаких проблем. Иностранные студенты охотно приезжают к нам и присоединяются к нашим программам бакалавриата и магистратуры.

- Так что тем, кто поступил в магистратуру Уральского федерального университета в этом году, беспокоиться не о чем, верно? Получат ли они дипломы магистров?

- Все, кто был принят на программы бакалавриата и магистратуры, обязательно получат соответствующие дипломы. Кроме того, во многих областях бакалавриат и магистратура предлагают определенную степень свободы, поскольку мы делаем акцент на индивидуализации образования, поэтому у студента есть возможность выбрать траекторию в рамках большой образовательной программы. Он или она может взять определенные модули, он или она может изменить область обучения или перейти в другой российский университет. Мы предоставляем такую степень свободы.

3. Совместный с Китаем университет

- УрФУ имеет много университетов-партнеров за рубежом. С кем из них продолжается сотрудничество? Появились ли новые в Китае, Индии и Казахстане?

- Конечно, есть новые партнеры и соглашения. Например, растет интерес к совместным программам, о чем свидетельствуют встречи с руководителями различных университетов. Мы только что подписали соглашения о четырех совместных магистерских программах с двумя университетами Кыргызстана. Есть интерес со стороны Монголии. У нас есть ряд совместных образовательных программ с Китаем. Кроме того, наши китайские партнеры предлагают создать совместный Лоян-Уральский университет. Они готовы не только предоставить землю, но и построить здание и обеспечить все инфраструктурные условия для деятельности образовательной организации. Наша задача - наполнить университет необходимым содержанием с точки зрения образовательных программ.

- Много ли китайских студентов в УрФУ?

- Сегодня у нас учатся 1014 китайских студентов, многие из которых как раз участвуют в таких совместных образовательных программах. Они представляют университеты Хэбэя, Хэнани и других провинций. По количеству студентов Уральский федеральный университет лидирует в Казахстане - их 1287. У нас также учатся студенты из Эквадора, Уругвая, Бразилии, Колумбии, Венесуэлы, Египта, Марокко, Туниса, Вьетнама, Малайзии, Индонезии и многих других стран.

- Экспертная группа QS объявила о прекращении составления рейтинга российских вузов. Как теперь кандидаты будут оценивать качество российского образования?

- Это не смертельно, мы не работаем во имя рейтингов. Рейтинги - это инструмент сравнения, механизм, который позволяет нам понять, где мы находимся по сравнению с другими университетами мира. Помимо QS, существуют и другие рейтинги, например, международный рейтинг Москвы "Три университетские миссии". В нем учитывается, в том числе, роль университетов в социально-экономическом развитии регионов и страны, чему уделяется очень мало внимания в том же QS, где, кстати, очень высока доля субъективных оценок. Рейтинги, над которыми работают аналитики AC Expert, предлагают достаточно инструментов для анализа деятельности университетов.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Виктор Кокшаров о новых вызовах, стоящих перед высшим образованием, и задачах развития научно-технологических направлений.