Промежуточные выборы в США показали, что даже пустой кошелек США не повод для всеобщей консолидации. Радикализация американской политики будет только нарастать
Несмотря на вероятное возвращение Конгресса и формальную победу, недавние выборы не принесли убедительных результатов Республиканской партииМногие американские аналитики и журналисты предрекали, что США накроет «красная волна» или даже «цунами» на промежуточных выборах в Конгресс. Здравый смысл также работал в пользу этих предсказаний.
Самая высокая за последние сорок лет инфляция, падение рейтингов Джозефа Байдена, выросший до 30 триллионов долларов госдолг, рост преступности — все это сыграло на руку республиканцам, которые не уставали называть эти выборы «кошельковыми». "в лучшем виде. Также в последние годы американцев все больше волнует социально-экономическая повестка, а значит, они голосуют на выборах (особенно на промежуточных сроках), учитывая цены в магазинах и на заправках.
«Хотя вчерашние выборы в чем-то разочаровали, с моей точки зрения, это была очень большая победа», — сказал Дональд Трамп в своей оценке предварительных результатов выборов. И, конечно же, обманул.
Это не стало катастрофой для партии действующего президента. Демократы смогли смягчить негативные последствия социально-экономических неудач, мобилизовав своих сторонников, а также сыграв на чрезмерной радикализации республиканской повестки дня по ряду внутриполитических вопросов.
В результате республиканцы, скорее всего, возьмут под свой контроль Палату представителей, но без убедительного перевеса. Потери демократов могли быть и не такими значительными: с 10 до 20 мест. Для сравнения: на первом среднесрочном этапе президентства Барака Обамы демократы потеряли 63 мандата, а при Билле Клинтоне — 52.
Но ситуация в Сенате пока подвешена. Предсказывалось, но не ожидалось, что бой будет столь ожесточенным. Многие кандидаты от демократов добились гораздо большего, чем ожидалось, а многие кандидаты от республиканцев - хуже. Судя по всему, окончательный результат для верхней палаты Конгресса США станет известен только в декабре, когда пройдет второй тур выборов в штате Джорджия — кстати, крайне редкий случай для американских выборов.
Однако уже сейчас очевидно, что кризис, впервые проявившийся в 2016 году с приходом в Белый дом Дональда Трампа, так и не преодолен. Радикализация американского внутриполитического поля будет только нарастать, и не факт, что разнообразные институты страны смогут ее поглотить. На самом деле это были странные выборы, на которых де-факто никого нельзя было назвать победителем.
«Пыль [после выборов] еще не осела, но начинает казаться, что промежуточные выборы, как это ни парадоксально, как изменили политику, так и не изменили ее. Те же основные «красные» и «синие» государства, тот же идеологический тупик, но, возможно, с немного другими участниками», — с грустью подытожил обозреватель New Yorker.
1. Пестрые итоги
На момент выхода этой истории в печать республиканцы обеспечили себе 211 мест в нижней палате Конгресса (партии большинства нужно 218 голосов), а демократы — 194 места — речь идет об округах, где дальнейший подсчет голосов вряд ли изменит существующий баланс власти. В остальных 30 округах ситуация менее определенная, но трудно представить, что республиканцы не получат необходимых им дополнительных семи мест.
Таким образом, наиболее вероятный окончательный расклад в Палате представителей выглядит так: 219 мест достанется республиканцам, 216 — демократам. Учитывая, что 218 мандатов — это минимальное количество мест для формального большинства, республиканцы дают «худых», но выполняют минимальную задачу.
«Когда вы проснетесь завтра, мы будем в большинстве, а Нэнси Пелоси — в меньшинстве», — заявил лидер республиканского меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти сторонникам в ночь с 8 на 9 ноября. Эти слова несколько диссонировали с обещаниями, которые он дал год назад, когда предсказал гарантированный перевес в 60 мест.
Гораздо интереснее дела обстоят в Сенате, где пока счет 48:49 в пользу республиканцев. Однако результаты, полученные в Аризоне, скорее всего, дадут "синим" еще одно место: демократ Марк Келли, скорее всего, сохранит штат.
Невада, Висконсин и Джорджия в настоящее время являются ключевыми штатами, где будет определяться цвет Сената. В Неваде и Висконсине могут назначить ручной пересчет бюллетеней, так как разрыв между оппонентами здесь оказался меньше 1%. Но пока все идет к тому, что выборы в этих штатах дадут по одному месту обеим партиям. А в Грузии будет объявлен второй тур, который состоится 6 декабря: занявший первое место демократ Рафаэль Уорнок не смог преодолеть порог в 50%, а его отрыв от республиканца составил всего 0,5%.
В то же время все еще возможно, что ни одна партия вообще не сможет добиться большинства в Сенате. И тогда решающий голос будет, как и прежде, за вице-президента Камалу Харрис.
Выборы в конгресс показали, что пауза, взятая вашингтонской элитой благодаря избранию Байдена, оказалась искусственной: процессы социальной дезинтеграции в США продолжаются в обычном режиме
2. Растерянность американского избирателя
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на возможное возвращение Конгресса и формальную победу, прошедшие выборы не дали убедительных результатов Республиканской партии. Более того, они показали, что внутриполитическая позиция действующего президента далеко не так хрупка, как казалось.
Несостоявшаяся «красная волна» также бьет по амбициям Дональда Трампа вернуть себе Белый дом за два года. Он лично лоббировал многих неудачных кандидатов от республиканцев: 238 кандидатов в конгресс, 20 в сенаторы и губернаторы.
Например, в Нью-Гэмпшире республиканцы не смогли победить действующего сенатора Мэгги Хассан. В Аризоне без победы остался республиканец Блейк Мастерс. А в Пенсильвании, которую в американских СМИ иногда называют «символическим сердцем страны Трампа» за ее немногочисленные крупные города, Даг Мастриано потерпел неудачу. Он отставал от демократа более чем на 14%.
Показательно, что никто не отреагировал на призывы Трампа выразить протест якобы массовым нарушениям процедуры голосования в ряде штатов.
Другое дело, что предыдущие выборы показали не столько слабость республиканцев или устойчивость демократов (проблем у них не меньше), сколько пресловутый раскол в американском обществе, о котором так часто пишут в последние годы. Американские избиратели «избавляются» от определенной партии, ситуативно переходя то к «синим», то к «красным». В ответ на это обе стороны сами начинают распадаться внутри себя, дробя свои повестки дня и пытаясь сшить из этих лоскутков одеяло.
«Сама по себе конструкция демократ/республиканец перестает функционировать как понятная для избирателя. Поэтому мы видим постоянное смещение избирателей в разные стороны, что является следствием глобальной социально-экономической неопределенности, которая влияет на все последние выборы в США, — говорит научный руководитель Центра республиканских исследований Родион Белькович.
Ярким примером является появление в Демократической партии группы прогрессивных политиков, которая напомнила, что либералы должны фактически выступать против продолжения украинского конфликта. При этом она фактически сблизилась с группой внутри Республиканской партии, которая выступает за изоляционизм и отказывается поддерживать Киев.
«По сути, мы видим классическую ситуацию дома, который начинает делиться внутри себя. Но это реакция на то самое разделение американского общества, результатом которого уже является разделение на партии, — заключает Родион Белькович.
Характерно, что, по данным Fox News, проанализировавшим подсчитанные голоса, республиканцам по сравнению с выборами двухлетней давности удалось нарастить поддержку в трех категориях: среди мужчин (+10%), американцев без высшего образования (+10%) и проживающие в сельской местности (+28%).
При этом демократы набрали больше голосов среди женщин (+4%), граждан (+30%) и образованных американцев (+9%). При этом наибольшее разочарование в демократах продемонстрировали афро- и испаноязычные американцы, а также избиратели моложе 30 лет, проголосовавшие за «красных».
3. Токсичный экс-президент
Ситуационно провал республиканцев в этом избирательном цикле имеет несколько причин. С одной стороны, сдвинувшись слишком далеко вправо, партия «Слон» не смогла ничего предложить своему ядру избирателей. Чего стоит хотя бы инициатива Верховного суда в июне этого года, поддержанная республиканцами, исключившая аборт из конституционных прав американских граждан, что не могло не оттолкнуть часть избирателей.
С другой стороны, сработали механизмы мобилизации избирателей-демократов, а также кропотливая ретушь (разумеется, не без помощи лояльного пула СМИ) республиканской экономической повестки своими темами. Например, можно вспомнить защиту прав женщин на аборт или карту исключительности американских демократических институтов, которым угрожают радикальные трамписты.
Обратите внимание: Выборы в США 2020: ночь, когда американская демократия достигла дна.
Неслучайно во всех четырех штатах на референдумах, прошедших одновременно с выборами, было поддержано право женщин на аборт.В конце концов, немалую роль в осечке «красных» сыграл фактор токсичности самого экс-президента, оказавшийся более весомым, чем стоящая за ним фанатская база. Тем не менее, для многих американских избирателей, особенно свингеров, а это важное электоральное преимущество, он ассоциируется с тем, кто едва не разжег гражданскую войну. Многие обратили внимание на данные экзитпола CBS, показавшие, что только 43% американцев одобряют политику Байдена. Но проблема в том, что избиратели выразили еще большую неприязнь к Трампу — 60% респондентов его не одобряли.
На этом фоне в свете 2024 года все более многообещающей выглядит фигура республиканца Рона ДеСантиса, одержавшего убедительную победу во Флориде с 59,4% голосов против 40% демократа Чарли Криста стиль, яростно выступая против нелегальной миграции, закрытия, медицинской программы Барака Обамы (Obamacare) и бесплатного владения оружием. Но он лишен гротескности бывшего президента, за что его прозвали «Трампом для тех, кто читает».
«Конечно, республиканская элита хочет, чтобы ДеСантис был их кандидатом в президенты. Их вполне устраивает то, как он оказался на губернаторских выборах. Но Трамп, понимая это, уже тщательно «щипает» его в социальных сетях праймериз пройдут очень интересно, считает заместитель заведующего кафедрой международных отношений НИУ ВШЭ Дмитрий Новиков.
Эксперт уверен, что республиканская элита надеется, что Трамп в итоге публично поддержит губернатора Флориды, но вряд ли амбициозный экс-президент сделает это. «А это, в свою очередь, может привести к временному расколу в Республиканской партии, подобно тому, который произошел сто лет назад при Тедди Рузвельте и Уильяме Тафте», — резюмирует Дмитрий Новиков.
Республиканские элиты надеются, что Трамп публично поддержит губернатора Флориды Рона ДеСантиса, одержавшего убедительную победу, но амбициозный экс-президент вряд ли сделает это
4. Искусство переговорного мастерства
Тем не менее, администрации Байдена не следует рассчитывать на легкую дорогу. Переход под республиканский контроль Палаты представителей может значительно осложнить ей жизнь, поэтому президенту США придется продемонстрировать все свои переговорные навыки, опираясь на 36-летний опыт работы в Конгрессе.
«Я готов работать со своими коллегами-республиканцами… В сфере внешней политики, я надеюсь, мы продолжим этот двухпартийный подход к противостоянию российской агрессии в Украине», — уже сказал Байден, имея в виду политических оппонентов.
Классической ситуации «разделенного правительства» удалось избежать: нижняя палата Конгресса будет иметь возможность блокировать президентские законопроекты, а Белый дом сможет накладывать вето на его инициативы. Однако республиканцы, используя формальное большинство, смогут начать процедуру импичмента, например, президенту Байдену. О таких намерениях говорили еще до выборов.
довести дело до логического конца, то есть отстранить от власти действующего президента, конечно, вряд ли получится, поскольку для этого потребуется согласие не менее двух третей голосов в Сенате. А вот подействовать на нервы политическим оппонентам и напомнить обо всех прошлых грехах Байдена накануне президентских выборов 2024 года будет весьма кстати.
Например, Кевин Маккарти заявил, что поводом для импичмента может стать неудачный вывод войск США из Афганистана, а также расследования происхождения коронавируса. Не следует забывать и многочисленные коррупционные скандалы, которые уже много лет сопровождают действующего президента и его сына Хантера Байдена.
Наконец-то республиканцы смогут перечеркнуть работу парламентского «Комитета 6 января», который два года безуспешно пытался связать Трампа с протестующими, ворвавшимися в Капитолий.
5. Время для радикализации
У Демократической партии проблем будет не меньше. Серьезные претензии американского электората к экономической политике, нелегальной миграции и высокой преступности никуда не делись. Согласно экзитполам CNN, 88% избирателей отдали свой голос за Республиканскую партию, потому что считают, что экономика «плохая.
Не менее показательно, что даже на выборах в нижнюю палату Конгресса (с пропорциональным голосованием) такие густонаселенные и продемократические штаты, как Калифорния, Нью-Йорк и Вашингтон, не смогли дать Демократической партии большинства. И если бы сегодня были президентские выборы, где голос жителя штата с небольшим населением (который обычно голосует за республиканцев) "весит" больше, чем в штате с большим населением, то "синий" кандидат, скорее всего, быть поверженным.
Кроме того, хотя результаты выборов, вероятно, временно сплотят демократов вокруг президента, его низкие рейтинги одобрения и приближающееся 80-летие, вероятно, оттолкнут новых сторонников. Особенно, если учесть, что Байден подтвердил свое намерение баллотироваться на новый срок.
"Проблема лидерства для демократов одна из самых актуальных. И если в ближайшие два года они не смогут кого-то найти, то выборы в 2024 году они, конечно, проиграют. Хотя складывается впечатление, что проиграют Они и в этом случае тоже.При инфляции в районе семи процентов администрации обычно не переизбирают.Смена первого лица здесь не будет панацеей, поэтому я бы скорее говорил о перспективах на 2028 год, - считает Дмитрий Новиков.
В то же время можно прогнозировать, что новое поколение американского политического истеблишмента, которое, вероятно, придет к власти в 2028 г., будет гораздо более радикальным в своих взглядах и повестке дня. И связано это не только с постепенным вымыванием «топовых» представителей поколения бэби-бумеров, которым была свойственна умеренная респектабельность, но и с тем, что такая повестка будет пользоваться все большим спросом.
«Мы уже видим, как большая политика начинает подтягивать «посторонних» людей, то есть не классических кадровиков. Вспомните, например, Мехмета Оза, врача и телеведущего. Он присоединился к республиканцам, потому что стал знаменитым. Его появление в рядах партии было призвано создать ощущение близости к людям, а это очень важное чувство в условиях нарастающей информатизации общества и социальных сетей, где все все обсуждают, — говорит Родион Белькович.
6. Горизонт в шесть лет
Для России исход этих выборов скорее можно назвать безразличным. Ведь даже если бы «красная волна» и произошла, это не привело бы к пересмотру политики США в Украине. В лучшем случае это будет исправление чеков, выданных вооруженными силами Украины, но не отказ от использования украинского плацдарма для ослабления Москвы.
Да, согласно опросу The Wall Street Journal, доля американцев, считающих, что США делают «слишком много» для Украины, с марта выросла на 32%. Однако более половины американцев по-прежнему выступают за продолжение финансовой поддержки Киева.
Более того, среди членов Республиканской партии уже давно нет сторонников даже в вопросе контроля над вооружениями, а это одна из немногих тем, которая позволяет поддерживать каналы связи между Россией и США. Еще на последнем Конгрессе ряд республиканцев выступали за полный крах режима контроля над оружием.
Нет, стратегический горизонт Кремля простирается до 2024 года и далее. Нынешние выборы были лишь одним из этапов большого процесса, который начался не 24 февраля. Уже сейчас ясно, что следующие шесть лет будут решающими для американских политических элит, столкнувшихся с растущими вызовами. Как изнутри, начиная от серьезных кадровых проблем политической элиты и заканчивая все более требовательным и фрагментированным электоратом, так и извне, связанное с распадом однополярного момента.
С одной стороны, в ситуации распада режима американской гегемонии Соединенным Штатам наконец удалось уйти от формулирования абстрактных угроз, например в виде борьбы с терроризмом, с которой приходилось бороться средствами -абстрактные методы с известными результатами. Теперь приоритеты снова просты и понятны: сдерживание Китая на первом месте, России на втором.
С другой стороны, вместе с однополярным моментом уходит в прошлое и модель глобализации, при которой Америка родилась при Рональде Рейгане. Страна с минимальным участием государства, большими возможностями для частной инициативы, где очевидные социально-экономические риски и перекосы компенсировались глубокой интеграцией в глобальный мир, которую США в итоге возглавили после Холодной войны.
Одним из главных преимуществ этой модели было то, что она позволяла постоянно сглаживать внутриполитические кризисы и обеспечивала комфорт вашингтонской элите. Но теперь, когда обе эти опоры сбиты с ног, американские политические партии сталкиваются с разгневанным и обедневшим электоратом, уже не интересующимся неконсервативной повесткой 21 века, вовлеченным в авантюры на Ближнем Востоке, но который интересно получить ответ на вопрос, почему Китай растет, а мы нет.
Для Москвы эта стратегическая развилка в США имеет решающее значение. Ведь демократы и республиканцы не могут не откликнуться на яростные требования избирателей, а количество политических пробелов в американском обществе будет только расти, накапливая еще большую напряженность. Они неизбежно экстраполируются на политические программы и лидеров обеих партий, раскалывая партии на несколько локальных групп.
В этом смысле итоги последних выборов в конгресс стали барометром, показывающим, что пауза, взятая вашингтонской элитой после 2020 г., была искусственной: в США продолжаются процессы социальной дезинтеграции. И совсем не факт, что в ближайшие годы в условиях тенденции к многополярности удастся найти социально-экономическую модель, обеспечивающую консолидацию общества.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Промежуточные выборы в США показали, что даже пустеющий американский кошелек — это не повод для всеобщей консолидации.