Логистика нефтяного рынка перестраивается из-за стремления Европы «наказать Россию»

Саудовская Аравия в ноябре резко сократила поставки нефти в Китай и США. Эксперты видят в этом один из первых признаков логистического хаоса, угрожающего рынку нефти

Логистика нефтяного рынка перестраивается из-за стремления Европы «наказать Россию»

Агентство Bloomberg проанализировало данные отслеживания судов в ноябре и опубликовало данные, согласно которым экспорт нефти из Саудовской Аравии в США упал на 304 барреля в сутки по сравнению с октябрем, до 83 000. Это самый низкий показатель с 2017 года, когда агентство начало отслеживать данные о морской транспортировке нефти. Что касается поставок в Китай, то в ноябре они составили 1,6 млн баррелей в сутки, что на 300 тыс меньше, чем в предыдущем месяце. Последний раз Bloomberg фиксировал подобные значения в 2020 году.

Однако это не официальные и еще не окончательные данные. Издание отмечает, что ноябрьские цифры еще могут вырасти, поскольку суда, перевозившие около 18 миллионов баррелей саудовской нефти, которые были загружены в прошлом месяце, еще не объявили свои конечные пункты назначения. В целом агентство обращает внимание на то, что объемы экспорта нефти из Саудовской Аравии в ноябре исключительно малы, особенно с учетом того, что еще в сентябре поставки из королевства в США достигли 667 тыс б/с — наивысший показатель в последние два года.

Так или иначе, обращает внимание ТАСС, Саудовская Аравия является крупнейшим экспортером нефти в мире. 5 октября страны-участницы соглашения ОПЕК+ договорились на очной встрече в Вене сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки с ноября, а также продлили действие соглашения до конца 2023 года. Считается, что Россия и Саудовская Аравия может сократить добычу нефти на 526 000 баррелей в сутки каждая по сравнению с августом, до 10,478 млн баррелей в сутки. Суммарный уровень добычи нефти в странах альянса составит 41,856 млн баррелей в сутки.

1. Насколько дороже окажется дешевая нефть

Логистика всего нефтяного рынка сегодня перестраивается из-за многовековой привычки Европы «наказывать Россию», считает старший аналитик «Открытие Инвестментс» Андрей Кочетков. Нефтяное эмбарго, вступающее в силу 5 декабря, лишит Европу российской нефти, а в феврале такая же мера будет применена к российским нефтепродуктам. Пенсионный объем придется замещать за счет других рынков, с которыми европейцы будут конкурировать за сокращающееся предложение.

По некоторым оценкам, протяженность танкерных маршрутов в 2023 году увеличится на 9,5 млн морских миль. Это означает, что доступность танкерного флота будет снижена, стоимость доставки возрастет, а также возрастет риск логистических сбоев. Достаточно вспомнить аварию в Суэцком канале, когда контейнеровоз Ever Given сел на мель и на длительный период перекрыл движение. И, очевидно, эксперт уверен, что увеличение трафика на транспортных путях повысит вероятность аварийных ситуаций.

Понятно, отмечает Кочетков, что основной груз придется на танкеры класса Suezmax, способные пройти через Суэцкий канал. Будут востребованы и суда класса «Афрамакс». Однако конкурировать за них будет и Российская Федерация, поскольку возможности отгрузки судов класса VLCC в России крайне ограничены – потребность в танкерах типа «Афрамакс» оценивается примерно в 300 судов. Каков будет результат? За масло нужно платить намного больше.

Европейские источники поставок также становятся менее диверсифицированными.

Обратите внимание: Россию обвинят во вмешательстве в выборы США, независимо от их результата..

Потребителям Старого Света придется покупать еще больше нефти у африканских и арабских производителей и даже у Соединенных Штатов. Потолок цен на российскую нефть вводит в энергобаланс дополнительные неизвестные переменные. В настоящее время в Европе считают, что другие страны присоединятся к выгодному для них решению, и Россия не сможет отказаться от экспорта.

Но если цена на нефть окажется существенно выше ценового потолка, то РФ сама будет ставить условия надбавки к ее поставкам, а не договариваться о скидке с позиции слабости, как это происходит сегодня, полагает Кочетков. По его мнению, условия для азиатских потребителей будут намного мягче, чем для европейцев. То есть мы наблюдаем явление, не имеющее аналогов в истории мирового капитализма, когда одна из сторон добровольно создает конкурентное преимущество для другой стороны.

Сотрудничество между Европой и Россией было чрезвычайно выгодным, так как обеспечивало европейцев относительно дешевым сырьем, в том числе энергоносителями. Как известно, себестоимость является одним из ключевых моментов эффективности производства. Следовательно, сегодня Европа добровольно идет на более высокие издержки, когда прямые конкуренты в Азии получают дополнительные возможности для снижения издержек.

Кстати, эксперт обращает внимание на то, что на фоне европейских конфликтов из-за цен на нефть мало кто обращает внимание на то, что США не решились отказаться от российских поставок. Кроме того, США могут продлевать специальные лицензии на неопределенный срок, если сочтут нужным. Похоже, Европа теряет последние остатки своей независимости и экономической привлекательности, но карликовые политики еще не осознают долгосрочных последствий своих действий.

Признаки трансформации нефтяного рынка становятся все более очевидными, а прогнозы крупнейших нефтяных банков становятся все более оптимистичными, говорит Кочетков. Сокращение предложения в будущем может компенсировать слабый спрос у производителей нефти, который ожидается из-за рецессии в Европе и охлаждения экономики США. При высокой цене Российская Федерация сможет эффективно обойти все нерыночные ограничения цены на нефть, а это означает, что цели европейской политики будут иметь неприятные последствия. Сократятся не доходы российского государства, а финансовые возможности самого ЕС.

2. Саудиты готовы, но не задаром

Нефтегазовый рынок имеет определенную сезонность: традиционно самые крупные закупки нефти приходятся на апрель и август-сентябрь, обращает внимание руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов. Но в данном случае, уверен он, скорее политическая подоплека: либо Саудовская Аравия перебрасывает объемы нефти на рынки Европы и Азии, либо США хотят сократить закупки нефти у саудовцев, потому что отношения между ними сейчас прохладные, если не конфликт.

США давно требуют от Саудовской Аравии увеличить добычу нефти, чтобы обрушить рынок и лишить Россию стабильного дохода. А вот саудовцы, наоборот, только сокращают добычу вместе со странами ОПЕК+, что позволяет удерживать высокие цены на нефть. Штаты, со своей стороны, находятся в сложном положении: чтобы помочь Европе, они даже выявили свои стратегические запасы нефти. В результате им сейчас приходится пополнять свои запасы, а излишков на рынке нет.

Конечно, саудовцы готовы увеличить добычу нефти, уверен Донцов, но они выдвигают перед американцами ряд политических условий: признание политического статуса правящего в стране наследного принца Мухаммеда бен Салмана Аль Сауда, защита от Ирана, уступки по Йемену, инвестиции в экономику, поддержка мирных атомных проектов в Саудовской Аравии.

В этой ситуации, а также, конечно же, в преддверии эмбарго и «потолка» цен на российскую нефть мир перестраивает экспортные потоки сырья, считает Екатерина Крылова, управляющий эксперт аналитики и экспертизы ПСБ центр. Что же касается России, то в любом случае на фоне эмбарго она будет вынуждена сократить добычу (по прогнозам экспертов ПСБ, с нынешних 10,7 до 9-9,6 млн баррелей в сутки) и может потерять определенную долю экспорт нефти и нефтепродуктов. Объем поставок в Азию, добавляет эксперт, будет расти — но неуклонно, за счет перенаправления поставок, падающих из-за европейских санкций.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Логистика нефтяного рынка перестраивается из-за стремления Европы «наказать Россию».