Ученые случайно обнаружили давно утерянную уникальную звездную карту

В течение почти двух тысяч лет, вероятно, самая старая карта звездного неба в мире была утеряна. Его составил греческий астроном Гиппарх, но этот каталог считался утерянным навсегда. Удивительно, но ученым удалось найти его в совершенно неожиданном месте, под надписями на древнем пергаменте, который был соскоблен и повторно использован на протяжении многих веков. Карта была заново открыта под совсем другим текстом вековой давности.

Фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа". Изображение с сайта: wikipedia.org

Гиппарх был астрономом, о котором мы мало знаем. Известно, что он родился в Никее, городе в районе Вифинии в Малой Азии, на территории современной Турции, а умер на греческом острове Родос. Он написал много работ о Вселенной, черпая вдохновение у досократических философов, а также у вавилонских и египетских первоисточников. Все его работы, кроме одной, были утеряны и сохранились только в косвенных материалах.

До наших дней дошла только астрономическая поэма с описанием звездных созвездий, и приведенные в ней координаты соответствуют найденным во вновь найденном документе. Рукопись была проанализирована в 2017 году с помощью мультиспектральной визуализации, которая работает как рентген и позволяет детально рассмотреть текст.

Карта спрятана под пергаментом

Гиппарх Никейский. Изображение с сайта: pinterest.com

Звездная карта Гиппарха была создана около 129 г до н.э и была известна только по ссылкам в более поздних работах древнего астронома. Анализируя пергамент из египетского монастыря, исследователи случайно обнаружили карту в месте, где никто не ожидал ее найти.

Пергамент под названием «Codex Climaci Rescriptus» должен был быть соскоблен, чтобы его можно было использовать повторно, оставляя разборчивыми только небольшие части карты.

Обратите внимание: Ученые считают, что этот сентябрь был самым жарким за всю историю наблюдений.

Например, координаты созвездия "Корона Бореалис".

Исследователи из Национального центра исследований Франции (CNRS) проанализировали пергамент с помощью методов визуализации, что позволило им заглянуть в прошлое и обнаружить «богатство древних астрономических знаний». Когда-то вся карта занимала всю страницу, пока ее не стерли и не использовали повторно для расшифровки древнего сирийского текста.

Рукопись найдена в Египте

Монастырь Святой Екатерины в Египте. Изображение с сайта: wikipedia.org

Рукопись хранилась в греческом православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте. Музею Библии в Вашингтоне в настоящее время принадлежит большая часть из 146 фолиантов. Девять из них содержат записи о Вселенной, которые, по мнению ученых, датируются пятым или шестым веком.

На очищенном и повторно использованном пергаменте теперь сирийские тексты, датируемые 10 или 11 веком. В древности бумага была настоящим дефицитом, поэтому многие тексты использовались многократно, без оглядки на уникальность и ценность уничтожаемой информации.

Сохранившийся отрывок описывает расположение созвездия «Корона Бореалис». Однако стоит отметить, что вся рукопись содержит в общей сложности 42 страницы. Американские исследователи сфотографировали их всех в разных цветовых спектрах и с помощью компьютерных алгоритмов нашли комбинации частот, которые выделяли скрытый текст.

Ученые считают, что первоначальный список Гиппарха содержал наблюдения почти за каждой звездой, видимой на небе. Однако телескопов в то время не существовало, и исследователи полагают, что астроном, вероятно, использовал телескопы. Написание такого произведения было невероятно сложной задачей. В каталоге представлены не только звезды, но и мифы об их происхождении.

Источник статьи: Ученые случайно обнаружили давно утерянную уникальную звездную карту.