Китайские автомобили займут более половины российского рынка в 2023 году

В 2023 году российский автомобильный рынок ожидает масштабная трансформация: по прогнозам аналитиков, доля китайских брендов может впервые превысить 50%. Уход западных производителей создал вакуум, который активно заполняется автомобилями из Поднебесной. Ключевой вопрос теперь — какую часть рынка смогут отвоевать китайские марки у оставшихся иномарок и отечественных автопроизводителей.

Согласно исследованию ВТБ-Лизинг, к осени 2022 года дилерские запасы американских, европейских и японских брендов, покинувших Россию, были практически распроданы. Это открыло дорогу китайской продукции, доля которой в портфеле лизинговой компании в секторе пассажирских перевозок выросла в 5 раз, достигнув 10%. По оценкам экспертов, в целом по рынку этот показатель уже составляет около 30%, а к концу 2023 года имеет все шансы преодолеть символическую отметку в 50%.

1. Стремительная перестройка рынка

Директор по продажам продуктов автолизинга «ВТБ-Лизинг» Артем Киселев подтверждает, что рынок переживает глубокую трансформацию. Внимание потребителей и бизнеса полностью переключилось на китайские автомобили. Серьезные изменения коснулись и премиального сегмента, на который повлиял запрет на ввоз автомобилей дороже 50 000 евро. Доля премиальных марок в новом бизнесе ВТБ Лизинг за год упала с 20% до 11%. Лидерство в корпоративных продажах в этом сегменте сохранил Mercedes-Benz (31,1%), тогда как доля BMW сократилась до 26,7%.

В массовом сегменте служебных автомобилей традиционно лидируют Lada Granta, Kia Rio и Lada Vesta. Наибольшее число лизинговых сделок заключается в Москве (21%), Санкт-Петербурге (7%), Краснодаре и Ростове-на-Дону (по 3%).

Никита Донцов, руководитель отдела коммуникаций «Влияния», отмечает, что, несмотря на возможные опасения россиян, текущие изменения — закономерный процесс. Сегодня доля китайских автомобилей на российских дорогах не превышает 2%, но ситуация начнет резко меняться, поскольку рынок будут формировать в основном марки из КНР. Специалист подчеркивает, что российская автомобильная промышленность исторически не была сильной стороной страны. Создание качественных, современных и доступных автомобилей требует технологий и опыта, которыми сейчас обладают китайские производители. Их приход помогает снижать зависимость от западных марок, запчасти для которых стали дефицитом.

2. Стабилизация цен и будущее отечественного автопрома

Финансовый аналитик CMS Group Станислав Бовт указывает, что рынок постепенно восстанавливается после обвала продаж на 60% в начале года. Принцип «свято место пусто не бывает» сработал: на смену ушедшим брендам приходят новые, в основном китайские. Ожидается, что в 2023 году их доля составит около 30%, а в перспективе 3-5 лет может достичь 50%.

При этом отечественный автопром не стоит на месте. АвтоВАЗ работает в усиленном режиме, выпуская LADA Granta, Niva Legend и Niva Travel. Обновленная LADA Vesta вернется на конвейер в марте, а также планируются испытания электромобиля LADA e-Largus. Возрождается и бренд «Москвич», первые модели которого, основанные на платформе китайского JAC JS4, поступят в продажу в первом квартале 2023 года.

Эксперты сходятся во мнении, что значительного роста цен на автомобили в следующем году не ожидается. Прогнозируемый рост даже в самых востребованных сегментах не превысит 10%. Распределение рынка в 2023 году, по мнению Бовта, будет следующим: 60-65% останутся за иномарками (с растущей долей Китая), а 35-40% составят автомобили отечественного производства.

3. Стратегия китайской экспансии и локализация

Эксперты «Открытие Авто» обращают внимание на сложности импортозамещения. Разработка новой автомобильной платформы с нуля требует миллиардных инвестиций и времени. Пока инфраструктура восстанавливается, российские заводы, как в случае с «Москвичом», выпускают адаптированные китайские модели под местными шильдиками. Полностью отечественные автомобили стоит ждать не ранее 2025 года.

Ключевым фактором успеха станет не только поддержка покупателей через льготные кредиты, но и системное государственное финансирование технологической базы отечественных брендов. Необходимо создавать собственную производственную матрицу, чтобы контролировать всю цепочку — от деталей до готового автомобиля.

Что касается китайских производителей, они последовательно придерживаются стратегии ведения бизнеса вне политики. На фоне ухода конкурентов их путь к потребителю стал короче. Они активно наращивают присутствие не только через прямые поставки, но и через совместные предприятия, как в Особой экономической зоне «Алабуга», где собираются автомобили под брендами «Атлант» и «Арго» на базе китайских JAC.

Главная задача китайских брендов сейчас — изменить восприятие покупателей. Если раньше их автомобили рассматривались как временная замена, то в ближайшем будущем, когда запасы ушедших марок окончательно иссякнут, они станут основным выбором для россиян. Хотя о захвате 50% рынка в краткосрочной перспективе говорить преждевременно, тенденция к «китаизации» российского авторынка является устойчивой и будет только усиливаться в ближайшие годы.

Обратите внимание: Бесплатных уведомлений о переводах больше не станет.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Главным трендом российского автомобильного рынка в следующем году станет доминирование на нем марок из Поднебесной.