Российский автопром: итоги кризиса и перспективы в новых реалиях

Прошедший год стал серьёзным испытанием для отечественного автомобилестроения. На фоне беспрецедентных санкций и разрыва логистических цепочек отрасль столкнулась с колоссальными вызовами, но сумела найти пути адаптации.

1. Испытание санкциями и кризис производства

Россия столкнулась с рекордным количеством ограничений, которые затронули все сферы экономики, включая автопром. Разрушение привычных цепочек поставок привело к острой нехватке импортных комплектующих и запчастей. Это, в свою очередь, вызвало остановку конвейеров на многих заводах, а некоторые производства были вынуждены закрыться окончательно. Несмотря на этот кризисный период, отрасль продемонстрировала устойчивость и сейчас формирует планы на восстановление и развитие.

2. Текущее состояние: локализация и упрощение

Успехи, достигнутые к настоящему моменту, носят локальный характер. Ключевые игроки, такие как АвтоВАЗ и УАЗ, смогли возобновить выпуск только тех моделей, которые имели высокую степень локализации. Например, в Тольятти налажено производство Lada Granta и внедорожников семейства Niva, однако они выходят в упрощённых комплектациях, лишённых многих опций. Аналогичная ситуация в Ульяновске: модели UAZ Patriot, Hunter и «Буханка» также стали дороже и потеряли часть функционала. Отрасль надеется, что со временем, благодаря сотрудничеству с новыми партнёрами из Китая и Ирана, удастся вернуть утраченные возможности и расширить локализацию.

3. Новые реалии: национализация, ребрендинг и китайские платформы

Важным трендом стала национализация активов ушедших иностранных компаний. Заводы Renault и Nissan перешли под контроль российских партнёров, что дало старт новым проектам. На бывших мощностях Renault возрождён бренд «Москвич», где налажена крупноузловая сборка кроссоверов на базе моделей JAC. Аналогично, на заводе Nissan в Санкт-Петербурге планируется выпускать автомобили Lada, которые фактически будут представлять собой локализованные китайские модели.

Ребрендинг китайских автомобилей под российские марки стал массовым явлением. Помимо «Москвича», эту стратегию используют компания Evolute, выпускающая электромобили на платформе Dongfeng, и новый бренд Sollers, представляющий коммерческий транспорт на базе JAC. Калининградский «Автотор» и компания «АльфаТех» также готовятся к сборке переименованных китайских моделей.

Обратите внимание: Российский врач назвала опасность картофеля для некоторых людей.

4. Вызовы и риски зависимой модели

Хотя появление новых моделей и брендов создаёт предпосылки для роста производства, текущая модель имеет существенный недостаток. Практически все новые «российские» автомобили представляют собой сборку готовых китайских машинокомплектов (CKD). Это создаёт высокую зависимость от политики Китая и риски повторного срыва поставок в случае изменения международной обстановки.

5. Взгляд в будущее: путь к технологическому суверенитету

Долгосрочной стратегией для отрасли является углубление локализации и развитие собственных компетенций. Уже сейчас в Подмосковье запущено производство кузовных деталей, ведутся работы по освоению других компонентов. Ключевыми задачами на будущее станут приобретение прав на интеллектуальную собственность и перенос технологий. Эксперты сходятся во мнении, что 2023 год является переходным, а для достижения реальных успехов потребуется 3-4 года при условии стабильной внешнеполитической обстановки. Будущее российского автопрома будет зависеть от способности превратить текущую адаптацию в устойчивую модель развития с высокой добавленной стоимостью внутри страны.

6. Есть, что добавить?

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Что ждёт российский автопром.