Западные страны продолжают оказывать давление на российскую экономику, вводя новые ограничительные меры. Однако ключевым вопросом становится не сам факт санкций, а способность России дать на них адекватный и стратегически верный ответ, в первую очередь через ускоренное развитие собственного производства.
Как отмечается в заявлении новосибирского банка «Левобережный» (на фото) от 25 февраля, финансовые институты также ощущают на себе влияние ограничительных мер, но подчеркивают свою надежность: «Что бы ни случилось, мы выполняем все обязательства перед нашими клиентами и гарантируем защиту ваших денег».
1. Скрупулезный и детализированный подход
24-25 февраля США, Европейский союз и ряд других стран, поддерживающих их внешнеполитический курс, ввели очередной, уже десятый по счету, пакет антироссийских ограничений. По своему масштабу он уступает некоторым предыдущим, но отличается большей детализацией и точечным воздействием на различные секторы.
Министерство финансов США значительно расширило перечень российских финансовых организаций, попавших под ограничения. В список вошли такие банки, как Московский Кредитный Банк, Банк Санкт-Петербург, Банк Зенит, МТС Банк, Уралсиб, Металлинвестбанк, Ланта-Банк, Левобережный, Приморский банк, СДМ-Банк и Уральский Банк Реконструкции и Развития. Четыре из них также были включены в обновленный санкционный список Великобритании. Помимо этого, американские власти ввели ограничения против ряда российских компаний, управляющих активами, и физических лиц, которых обвиняют в помощи по обходу санкций.
Европейский союз, в свою очередь, ввел санкции против Тинькофф Банка, Альфа-Банка, Росбанка, Российской национальной перестраховочной компании (связанной с ЦБ РФ), Фонда национального благосостояния и почти сотни организаций, связанных с российским военно-промышленным комплексом.
Министерство торговли США ограничило экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, потребителями которой являются, в частности, «Сколково» и «Мегафон». Полностью запрещен вывоз в РФ и Беларусь дорогостоящей электроники и бытовой техники. Санкционные списки пополнили 76 российских компаний, а также ряд иностранных фирм и 22 физических лица. Отдельно был введен 200-процентный тариф на импорт российского алюминия в США.
Евросоюз объявил о введении экспортных ограничений на широкий спектр товаров, которые, по мнению европейских чиновников, могут способствовать укреплению военного, технологического или двойного назначения потенциала России. В перечень попали электронные компоненты для систем вооружения, редкоземельные элементы, тяжелые грузовики и запчасти к ним, полуприцепы, снегоходы, спецтехника, вилочные погрузчики, детали для авиационной и автомобильной промышленности, краны, конструкции для высотного строительства, электрогенераторы, насосы, бинокли, радары, компасы, различная электроника и металлообрабатывающее оборудование.
В денежном выражении Еврокомиссия оценила объем новых экспортных ограничений в 11,4 млрд евро. В совокупности с предыдущими пакетами их общая стоимость достигла 32,5 млрд евро, что составляет примерно 49% от объема европейского экспорта в Россию по данным 2021 года.
Что касается импорта, то под ограничения попали российские битумы, асфальт, синтетический каучук и каменноугольная сажа. Объем импортных ограничений оценивается в 1,3 млрд евро, или 58% от показателей 2021 года.
Также были введены меры иного характера: запрет на участие граждан России в органах управления компаниями критической инфраструктуры в странах ЕС, а также запрет для российских физических и юридических лиц на бронирование мощностей для хранения газа (за исключением СПГ).
Сравнительно скромно, но все же расширили свои санкционные пакеты и такие страны, как Канада, Австралия и Новая Зеландия.
2. Реакция рынка и экспертные оценки
На сайте БКС Инвестментс были опубликованы комментарии банков, попавших под санкции.
Обратите внимание: Коронавирус: Испания приказывает заблокировать Мадрид из-за роста числа случаев заболевания COVID-19.
Тинькофф Банк, Альфа-Банк и Росбанк заявили, что санкции не повлияли на их текущую операционную деятельность и интересы клиентов. Банк Санкт-Петербург, Уралсиб, СДМ-Банк и Металлинвестбанк также продолжают работу в штатном режиме, изучая возможные последствия для проведения валютных платежей. Группа «Приморье» предупредила клиентов о возможной блокировке карт Union Pay за рубежом.
3. «Важность развития отечественного станкостроения только усиливается»
Эксперты, опрошенные по поводу влияния новых санкций на промышленность и внешнюю торговлю, высказали смешанные оценки, подчеркнув необходимость не ответных ограничений, а взвешенной политики импортозамещения.
«В целом для российской экономики эти санкции, конечно, не критичны. Более того, они были предсказуемы. Мы не первая страна, которая их получает. Нигде экономика не рухнула. Да, экономический рост замедляется. С другой стороны, сокращение нашего экспорта примерно на 12 млрд евро, по подсчетам того же ЕС, — это менее 1% ВВП России. Это не может нанести сокрушительного макроэкономического удара. Наши потери от коррупции могут быть больше. Однако совокупный эффект санкций, безусловно, оказывает негативное давление и на конкретные отечественные компании, и на людей, которые ими руководят, и на их сотрудников», — считает директор Центра бизнес-исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Он добавил, что экспортные ограничения лишают Россию доступа к определенным технологиям, на замену которых потребуется время. Ограничения на ввоз битума или каучука, вынуждающие производителей искать новые рынки сбыта, могут привести к временному сокращению производства. «Главное, что все это создает неопределенность», — отметил Георгий Остапкович, предположив, что «на десятом пакете никто не остановится» и что Запад явно все еще надеется довести российскую экономику до определенного предела за счет накопленного эффекта от ограничений.
Доктор экономических наук, независимый отраслевой эксперт Леонид Хазанов полагает, что новые ограничения могут серьезно сказаться на российском машиностроении, поскольку в предыдущие годы из Европы импортировался широкий спектр станков, востребованных в автомобилестроении, двигателестроении и других отраслях.
«Поэтому важность развития отечественного станкостроения сейчас только возрастает. И не стоит рассчитывать исключительно на параллельный импорт и поставщиков из Азии. В последние годы государство предприняло ряд мер по поддержке отрасли, и есть основания полагать, что десятый пакет санкций ЕС подстегнет замену иностранных станков отечественными», — сказал он в комментарии «Эксперту».
По его словам, новые санкции могут затронуть и отечественных производителей катализаторов и магнитов, которые закупают редкоземельные металлы (основным экспортером которых является Китай). Однако в России уже сформирован полный цикл производства редкоземельных металлов в виде альянса Соликамского магниевого завода и группы «Скайград». В текущих условиях эти предприятия имеют потенциал для наращивания объемов производства, отметил Леонид Хазанов.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Запад продолжает стимулировать импортозамещение в РФ, но важно суметь правильно ответить на этот стимул.