Инициатива о возвращении к полностью бесплатному высшему образованию в России, выдвинутая лидером партии «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым, рассматривается как потенциальный инструмент для перезапуска отечественной промышленности. Политик уверен, что такая мера позволит быстро подготовить армию молодых специалистов, необходимых для импортозамещения. Однако эксперты полагают, что для достижения этой цели может быть достаточно частичного применения предложенных мер, а полный переход на бесплатное обучение сопряжен с рядом сложностей.

1. Возвращение к советской модели: аргументы «за»
Сергей Миронов заявил, что российское образование должно стать полностью бесплатным, назвав это решение соответствующим «здравому смыслу». По его мнению, это ключевое условие для подготовки кадров, способных в сжатые сроки модернизировать отечественную промышленность. Политик также предложил отказаться от системы «бакалавриат-магистратура» и вернуться к советской модели с дипломом специалиста и бесплатной аспирантурой.
Идею поддержал Владимир Гамза, глава Совета Торгово-промышленной палаты РФ. Он согласился, что образование должно быть доступно всем на равных условиях, но предложил ввести ряд корректировок. Среди них — постоянный отбор наиболее успешных студентов, обязательные экзамены после 8-го класса, развитие профильного образования на базе крупных компаний и учет только баллов ЕГЭ при поступлении. Кроме того, выпускники вузов, по его мнению, должны быть обязаны отработать не менее трех лет по распределению или возместить государству затраты на обучение.
2. Статистика и реальность: движение есть, но до 100% далеко
Несмотря на распространенное мнение о сокращении бюджетных мест, статистика показывает обратную динамику. Согласно данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доля студентов, обучающихся за счет бюджета, за десять лет выросла с 37% до 47%. Это движение в направлении, предлагаемом Мироновым, однако достижение показателя в 100% или даже 80% бесплатных мест в обозримом будущем выглядит маловероятным. Более реалистичным представляется баланс на уровне 50/50.
Платное образование, как отмечают эксперты, выполняет важную функцию «расширения ворот» в вузы для тех, кто не прошел на бюджет, но имеет средства и мотивацию. Полный отказ от этой модели может неожиданно сузить доступ к высшему образованию для некоторых категорий абитуриентов. Кроме того, существует риск, что при полностью бесплатном обучении государство потеряет рычаги стимулирования поступления на нужные экономике, но не самые популярные специальности (например, инженерные), которые сегодня поддерживаются повышенным количеством бюджетных мест.
3. Экономические ограничения и роль образования как отрасли
Важным аспектом является экономическая роль самого образования как отрасли. Ежегодно из внебюджетных источников (в основном за счет платы за обучение в вузах) в эту сферу привлекается около 0,62 трлн рублей. Государственный бюджет вряд ли сможет одномоментно компенсировать эти средства, что создаст финансовую нагрузку. Как отмечает финансовый аналитик Станислав Бовт, хотя расходы на образование в федеральном бюджете и растут, полный переход на бесплатную модель для него неподъемен, что делает инициативу скорее популистской.
Платный сектор также обеспечивает свободу выбора: абитуриент из обеспеченной семьи может предпочесть платное обучение по интересной ему специальности в престижном вузе, даже если по баллам ЕГЭ ему доступно бесплатное место на другой, менее желаемой программе. Устранение этого выбора может снизить общую удовлетворенность образовательным процессом.
4. Альтернативный взгляд: реформы вместо популизма
Основатель Bespalov Finance Александр Беспалов предлагает другой подход. Вместо радикального перехода на бесплатное образование он видит необходимость в глубоких системных реформах. Образовательная система, по его мнению, должна отвечать современным запросам экономики, бизнеса и науки. Для этого нужно:
- Модернизировать подготовку педагогов с использованием новых технологий.
- Повышать мотивацию как студентов, так и преподавателей.
- Усиливать практическую составляющую обучения и взаимодействие с компаниями.
- Снижать бюрократическую нагрузку и бороться с коррупцией.
- Развивать при вузах бизнес-инкубаторы и укреплять международное научное сотрудничество.
Ключевой проблемой, по словам эксперта, является то, что даже прогрессивные вузы скованы устаревшими ГОСТами и регламентами, которые не отвечают современным реалиям. Таким образом, фокус должен сместиться с вопроса «бесплатно или платно?» на проблему качества, актуальности и гибкости образовательной системы.
Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Перезапустить отечественную промышленность позволило бы возвращение в России к полностью бесплатному образованию — так считает глава справедливороссов.