Перезапуск отечественной промышленности позволит вернуться к полностью бесплатному образованию в России - так считает лидер праведных россиян. Но, возможно, та же цель будет достигнута, если предложение Сергея Миронова будет использовано лишь частично.
1. Советское — значит отличное
Лидер партии "Справедливая Россия - За правду" Сергей Миронов заявил, что российское образование должно быть полностью бесплатным. По его словам, такая мера отвечает «здравому смыслу» и позволит в достаточно короткие сроки подготовить «армию молодых специалистов.
«Это необходимо для подготовки армии молодых специалистов, способных в короткие сроки перезагрузить отечественную промышленность и реализовать программу импортозамещения», — цитирует РИА Новости Сергея Миронова. Кроме того, политик попросил отказаться от бакалавриата и магистратуры и вернуть советскую модель образования с дипломом специалиста и аспирантурой, «которая будет готовить специалистов совершенно бесплатно».
«Полностью поддерживаю инициативу Сергея Миронова. Образование должно быть доступно всем гражданам страны на равных условиях», — Владимир Гамза, глава Совета Торгово-промышленного совета РФ по финансово-промышленным и инвестиционным вопросам политики, — прокомментировал «Эксперт» заявление главы Юстиции России. По его мнению, необходимо лишь установить ряд обязательных условий для учебных заведений и обучающихся.
Например, необходимо постоянно повышать уровень образования только тех, кто способен успешно учиться, ввести обязательные экзамены в конце 8-го класса и перейти в 9-й класс при наличии установленного количества баллов, создать систему получение вузовского профильного образования, в том числе на базе крупных компаний, а также с проведением вступительных экзаменов для поступления в вузы, причем учитываются только баллы ЕГЭ.
Кроме того, необходимо оставить либо аспирантуру, либо магистратуру, а после окончания высших учебных заведений молодые специалисты должны быть обязаны отработать не менее трех по распределению, либо возместить затраты на обучение. В нынешних условиях такой подход необходим, уверен Владимир Гамза.
2. Так, да не так
Интересно, что, вопреки довольно распространенному мнению о постепенном сокращении доли бюджетных мест в вузах, статистика говорит об обратном. В конце прошлого года «Коммерсант» приводил данные Института статистических исследований и экономики знаний (ИСЭЗ) НИУ ВШЭ, подготовленные совместно с Минобрнауки, Минобразования и Росстатом.
Согласно этим данным, за счет бюджетных ассигнований увеличивается доля студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры: на начало 2020/21 учебного года их было 47%, десять лет назад - 37%.
То есть движение идет в ту сторону, куда двигаться и призывать головы праведных россиян. Другой вопрос, достигнет ли таким образом доля «бесплатных» студентов 100%, что имеет в виду депутат, или хотя бы 80%? Даже в последнее значение верится с трудом, скорее речь сейчас идет о достижении некоего баланса на уровне «50 на 50». Хотя дальнейшее ее смещение в том же направлении, конечно, не исключено.
Следует отметить, что платные взносы открывают ворота на путь, ведущий к диплому, заметно шире, и государство явно не сможет в обозримом будущем пропустить всех бесплатно через такие широкие ворота. А если они будут открытыми, не устремятся ли в них потенциальные инженеры?
Ведь именно подготовка кадров для импортозамещения, то есть в первую очередь инженеров, и служит целью инициативы Сергея Миронова. (Хотя и отъявленные маркетологи тоже не лишними будут, не "продавцы", а умеющие изучать рынок, но это уже замечание "на полях»).
Этот вопрос может потребовать тщательного изучения. Но для ее решения, возможно, не обязательно делать высшее образование бесплатным. В любом случае, все высшее образование.
Как отмечает политолог, руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов, на фоне сложившейся в России системы высшего образования со значительной платной составляющей власти стимулируют бюджетные места дотациями по нужным специальностям.
С введением системы полностью бесплатного образования эта система поощрений автоматически перестанет работать, утверждает эксперт, и в результате может возникнуть нехватка нужных государству специалистов, но не самых популярных профессий.
Отметим, что вопрос популярности инженерно-технических специальностей в вузах вынужден оставаться за рамками данной статьи.
Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.
Но нельзя исключать, что на бюджетные места могут быть привлечены молодые люди, способные освоить профессию, но не попавшие в существующее количество свободных мест и не находящие средств на оплату обучения. Возможные в этом контексте социал-дарвинистские рассуждения о том, что победит сильнейший, а слабейший не нужен, мы безоговорочно отметаем.Кроме того, важную роль играет роль образования в экономике не в функциональном смысле, а как самостоятельной отрасли. Согласно данным, в этом году на образование за счет внебюджетных источников (без дошкольного образования) израсходовано 0,62 трлн рублей. Часть этой суммы граждане, конечно, тратят на частные общеобразовательные школы, но львиная доля должна идти на оплату обучения в вузах.
Это тоже важная рыночная сфера, которую государство не сможет заменить бюджетными расходами, а значит, многие люди будут исключены из высшего образования (не потому, что оно платное, а потому, что оно бесплатное). Платный принцип расширяет выбор: даже имея возможность по результатам ЕГЭ поступить на бесплатную специальность, лично ему не интересную, абитуриент из более-менее обеспеченной семьи (не будем забывать, что по рождению капитала) могут предпочесть платное обучение по любимой специальности, в лучшем вузе.
Показательна динамика бюджетных расходов на образование, отметил в комментарии «Эксперту» финансовый аналитик группы компаний «ЦМС» Станислав Бовт. Так, в федеральном бюджете на 2022 год предусмотрено 1 237,4 млрд рублей, на 2023 год — 1 292,4 млрд рублей, на 2024 год — 1 340,1 млрд рублей. «Как видите, расходы на образование растут и будут расти, но безоговорочный переход на бесплатное среднее и высшее образование бюджет вряд ли потянет. Так что предложение депутату на самом деле носит скорее популистский характер», — предположил Станислав Бовт.
«На мой взгляд, качество образования зависит не столько от того, платное оно или бесплатное, сколько от мотивации и мировоззрения учащихся. Если брать советский опыт, то было бы разумнее восстановить институт распределения молодых специалистов после окончания вузов, особенно по инженерным специальностям. Не нужно никому ничего навязывать, нужно просто заинтересовать. Без сомнения, в условиях структурной перестройки экономики страны нужны высокомотивированные специалисты, необходимо реформировать систему образования», — заключил Станислав Бовт.
3. С другой стороны
Александр Беспалов, основатель Bespalov Finance, поделился своим мнением об инициативе главы «Справедливой России» с учетом совершенно разных аспектов. Он считает необходимым изменить ситуацию в образовании к лучшему не популизмом «на халяву», а путем проведения глобальных реформ, чтобы образование отвечало современным реалиям и запросам экономики, бизнеса и науки. И обучать учителей с использованием современных технологий.
Также необходимо повышать мотивацию студентов и преподавателей, ориентироваться на практику, выстраивать взаимодействие с компаниями и государственными органами, снижать бюрократию и искоренять коррупцию, добавил эксперт. Необходимо развивать бизнес-инкубаторы и акселераторы при университетах, кампусах, налаживать международное сотрудничество в сфере науки и образования. Между тем, даже те вузы, которые хотят что-то изменить, теперь связаны ГОСТами и регламентами 50-летней давности, которые потеряли всякий смысл.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Перезапустить отечественную промышленность позволило бы возвращение в России к полностью бесплатному образованию — так считает глава справедливороссов.