Трансформация науки в вузах: как программа «Приоритет 2030» создает университеты будущего

Программа «Приоритет 2030» стала мощным катализатором изменений в российской высшей школе, переформатировав подходы университетов к организации научной деятельности. В центре внимания — не только проведение исследований, но и их практическое внедрение в реальный сектор экономики.

Ключевые тренды в образовании и предварительные итоги реализации масштабной государственной программы обсуждались на Международном салоне образования (ММСО.ЭКСПО) в Москве. Форум собрал более 200 ведущих организаций со всех уровней образовательной системы.

Напомним, что главная цель «Приоритета 2030» — значительное повышение научно-технического потенциала вузов и научных организаций. Концентрация ресурсов и комплексный набор инструментов должны к 2030 году привести к появлению в России более сотни современных, прогрессивных университетов, способных отвечать на глобальные вызовы.

1. Новые инструменты для научного прорыва

География программы обширна: в ней участвуют университеты из 119 стран, расположенные в 50 регионах России. В Уральском федеральном округе в 2021 году в список вошли пять вузов: Тюменский государственный медицинский университет, Тюменский государственный университет, Уральский государственный горный университет, Уральский федеральный университет и Южно-Уральский государственный университет. В 2023 году к ним присоединились Сургутский государственный университет и Уральский государственный медицинский университет.

Как отмечает руководитель проектного офиса программы, профессор Андрей Келлер, ее суть — в создании прочных связей между образованием, наукой и производством. Раньше многие университетские разработки так и оставались на бумаге, не находя дороги к реальному воплощению. Сейчас для преодоления этого разрыва создан целый арсенал инструментов, призванных повысить эффективность внедрения научных результатов в промышленность и экономику.

Безусловно, ключевым фактором является финансирование: к 2023 году объем вложений в программу превысил 32 млрд рублей. Однако не менее важны и нефинансовые механизмы, такие как формирование научных коллабораций.

«Мы реализуем проект «Социальное программирование социальной среды будущего». Наша задача — не только самостоятельно провести исследование, но и найти всех в России, кто работает по смежной тематике. В нашем партнерстве участвуют МГИМО, Высшая школа экономики и другие организации», — делится опытом ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская.

Такой синергетический подход, по ее словам, значительно повышает производительность: разные команды разрабатывают различные продукты, но объединены общей научной повесткой и развивают ее совместно. Создание такого партнерского сообщества Марина Боровская считает одним из главных достижений первого этапа «Приоритета 2030».

Еще одна принципиальная особенность программы — ее ярко выраженная практическая ориентация. В отличие от прошлых лет, вузам ставится задача не просто проводить исследования, а решать конкретные государственные задачи в кооперации с промышленными партнерами. В современных условиях это, прежде всего, формирование технологического суверенитета страны.

«Поэтому к университетам задаются четкие вопросы, — поясняет Андрей Келлер. — Какая доля выполненных исследований внедрена в реальный сектор экономики? Как научная политика вуза влияет на развитие региона, отрасли и страны в целом?»

2. Кадры и наставничество как основа успеха

Для ответа на эти вызовы университетам приходится кардинально менять кадровую политику. Ее новая основа — привлечение молодых исследователей и специалистов-практиков из реального сектора, которые могут транслировать свой опыт в образовательный процесс.

При этом, несмотря на общий набор инструментов, каждый вуз формирует свою уникальную модель реализации программы. Например, Российский химико-технологический университет (РХТУ) запустил проект «Химический десант».

«Мы активно выезжаем в регионы с развитой химической промышленностью, чтобы объединить в одном пространстве исследователей и представителей компаний», — рассказывает ректор РХТУ Илья Воротынцев. Для подготовки будущих кадров в рамках проекта создана образовательная траектория «Менделеевский класс», нацеленная на повышение уровня преподавания химии и естественнонаучных дисциплин. «Сотрудничество сейчас важнее конкуренции, и мы руководствуемся принципами максимальной прозрачности», — подчеркивает он.

Томский политехнический университет (ТПУ) сделал ставку на создание передовой инженерной школы в сфере энергетики, выбрав в партнеры двух гигантов — «Росатом» и «Газпром нефть».

«Их объединяет общая потребность в современных цифровых решениях, доступ к которым был ограничен, — говорит ректор ТПУ Дмитрий Седнев. — Сейчас критически важны системы моделирования и новые технологические процессы для энергетики. Но технологии требуют и новых кадров, которые смогут не только их создавать, но и эксплуатировать. Поэтому сегодня как никогда возрастает роль наставников — они станут ключевым звеном в подготовке следующего поколения инженеров».

3. Наука на службе экономики и общества

Сотрудничество университетов с бизнесом уже приносит первые конкретные результаты. Ученые ТПУ, например, разработали установки для производства нового вида топлива — газогидратов, что позволит генерировать энергию с минимальным ущербом для экологии.

Коллектив Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова создал интеллектуальную систему управления поливом, которая анализирует влажность почвы и прогнозирует даты орошения. Эта разработка, уже апробированная в хозяйствах Саратовской области, помогает повысить урожайность и снизить энергозатраты.

Южный федеральный университет, ориентируясь на аграрную специализацию региона, разрабатывает технологии защиты почв. Ученые создали почвенную карту и онлайн-приложение «Метагеномная карта Ростовской области» для визуализации микробного биоразнообразия — важный инструмент для оценки здоровья почв и окружающей среды.

Значительная часть исследований в рамках программы посвящена здравоохранению. Ученые Пермского Политеха провели исследование коронарных стентов и создали точную математическую модель для контроля их свойств, что позволит снизить риск осложнений у пациентов.

Вузы активно включаются и в программу импортозамещения. Специалисты Новосибирского государственного технического университета НЭТИ разрабатывают отечественные зарядные станции для электромобилей, которые можно интегрировать в инфраструктуру городского электротранспорта.

Эти примеры наглядно демонстрируют, что исследования в рамках «Приоритета 2030» носят не только фундаментальный, но и ярко выраженный прикладной характер, напрямую влияя на развитие технологий и качество жизни.

«На практике видно, что «Приоритет 2030» — действенный стимул для развития исследовательского потенциала вуза, — резюмирует представитель университетского сообщества. — Программа поощряет создание цепочек сотрудничества, привлекает молодые кадры и нацеливает на конкретные, измеримые результаты, которые должны найти применение в промышленности и экономике страны».

Обратите внимание: Мальдивы станут первой страной в мире, предлагающей программу лояльности путешественников!.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как университеты в рамках программы «Приоритет 2030» меняют подходы к организации исследовательской деятельности.