Битва за историю: как фальсификация прошлого ведёт к реальным войнам

Исторические дискуссии перестали быть уделом учёных и вышли на поля реальных сражений. Об этом заявил директор Центра политического анализа Павел Данилин на круглом столе Экспертного института социальных исследований. Участники обсудили, как целенаправленное искажение истории геополитическими противниками России создаёт идеологическую основу для разжигания ненависти между народами. Эксперты проанализировали корни западной русофобии и предложили пути для победы России в этой интеллектуальной «битве за историю», которая имеет прямое отношение к текущему противостоянию с коллективным Западом.

Активность движений исторических реконструкторов и поисковиков, работающих с искренней любовью к прошлому, растёт.

1. Запрограммированный конфликт: как создают образ врага

Участники круглого стола ЕИСИ «Битва за историю: историческая память и актуальная политика» в РИА Новости пытались понять механизмы и конечные цели фальсификаторов, а также выработать стратегию противодействия этим опасным тенденциям.

Александр Дюков, директор фонда «Историческая память», обратил внимание на системную работу Европы по формированию негативного образа России в странах бывшего соцлагеря. По его словам, в начале 1990-х в Восточной Европе повсеместно стали создаваться специальные институты, ответственные за «форматирование прошлого» для будущих политических целей.

«Названия таких организаций говорят сами за себя, — пояснил Дюков. — Например, в Литве это «Центр изучения геноцида и сопротивления граждан Литвы». Под «сопротивлением» понимается борьба с советской, а значит, и русской властью». Историческая нарратива строится на тезисе, что в советский период республикой управляли русские, хотя их доля в населении была незначительной. Эти мифы активно внедряются, в том числе через школьные учебники.

Аналогичный путь прошла Украина, где «Институт национальной памяти» начал с пропаганды концепции «Голодомора», а позже превратился в полноценное министерство исторической пропаганды, разработавшее, в частности, антироссийскую трактовку истории Донбасса ещё до событий 2014 года.

«Все эти структуры объединены в сеть, которая координирует свою работу с европейскими институтами, — отметил исследователь. — Их ключевая цель — создание и закрепление образа России как врага». Таким образом, конфликт с Россией был запрограммирован на уровне школьного воспитания новых поколений более 30 лет назад. Чтобы остановить этот процесс, необходимо добиться, чтобы русофобия на международной арене воспринималась так же негативно, как антисемитизм или расизм.

2. Вспоминая Тютчева: русофобия как давнее явление

Владимир Шаповалов, заместитель заведующего кафедрой истории и политики МПГУ, подчеркнул, что Запад ведёт системную кампанию по фальсификации истории России на протяжении столетий. Термин «русофобия» был введён дипломатом и поэтом Фёдором Тютчевым 150 лет назад, но само явление гораздо старше.

«Идеологическая и информационная война против России ведётся более 400 лет, — заявил Шаповалов. — Для Запада характерна подмена ролей жертвы и преступника, и это постоянно применяется в отношении нашей страны».

Исследователь отметил, что в 1990-е годы, под влиянием западных идеологов, некоторые из этих антироссийских мифов начали проникать и в российское общественное сознание. «Европейская цивилизация часто приписывает нам свои собственные грехи. Те, кто совершал геноцид, обвиняют в нём нас, агрессоры называют агрессорами нас, — сказал Шаповалов. — Важно не поддаваться этим интерпретациям и объяснять молодёжи, почему противники стремятся исказить наше прошлое».

3. Кто выкопал Чёрное море: от мифа к войне

Политолог Павел Данилин привёл яркий пример того, как безобидные на первый взгляд исторические мифы могут привести к трагическим последствиям. Он разобрал известный украинский анекдот-легенду о том, что Чёрное море выкопали украинцы.

«Эта мифология легко опровергается архивными документами, — заявил Данилин. — По данным переписи 1720 года, на территории Новороссии (от Одессы до Донецка) проживало около 4 тысяч человек, половина из которых были сербы, а другая половина — русские гусары. Позже территорию осваивали ногайцы. Заселение русскими переселенцами из центральных губерний началось по инициативе Потёмкина, чтобы закрепить эти земли. Никаких «исконно украинских» земель там не было».

Именно такие ложные нарративы, наложенные на другие мифы, стали питательной средой для национализма, приведшего к гражданской войне на Украине. Данилин подчеркнул, что для воспитания патриотизма у молодёжи российские учителя истории сами должны быть убеждёнными патриотами.

Обратите внимание: Главный врач мед. центра "Лидер Медицины" назвал сроки адаптации COVID-19 к человечеству.

4. Учимся играть: история в цифровую эпоху

Сергей Белов, доцент Института российской политики МГУ, обратил внимание на новые каналы влияния на историческое сознание. Враги единства, основанного на общей памяти о Великой Отечественной войне, целенаправленно переформатируют восприятие прошлого через развлекательный контент, в первую очередь — кино и компьютерные игры.

«Я рассказывал студентам об игре про Сталинградскую битву, где разработчики использовали множество негативных штампов о Красной Армии, — поделился Белов. — Когда я стал опровергать эти мифы фактами, один из студентов заявил, что всё было именно так. Оказалось, что его уверенность основана исключительно на информации из этой игры».

Поскольку запретить такой контент невозможно, эксперт считает необходимым создавать больше качественных отечественных игр, которые будут формировать у молодёжи адекватное представление об истории.

С этим согласен депутат Госдумы Олег Матвейчев. Он добавил, что особое внимание следует уделять движению исторических реконструкторов и поисковиков. «Дети с энтузиазмом вовлекаются в эту деятельность. Когда есть возможность надеть доспехи, взять в руки меч, почувствовать себя частью отряда на настоящем Куликовом поле — это создаёт совершенно иное, живое восприятие истории, — уверен Матвейчев. — Это движение уже существует, и при некоторой поддержке оно сможет увлечь практически всю молодёжь, воспитывая патриотизм естественным образом».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: «Споры об исторической правде ушли из академических кабинетов и превратились в реальные войны с оружием в руках», — сказал директор Центра политического анализа Павел Данилин в ходе круглого стола, организованного Экспертным институтом социальных исследований.