Новые поправки в закон об образовании: целевое обучение вместо обязательного распределения

Подписанные президентом 14 апреля изменения в Закон об образовании не означают возврата к обязательному распределению выпускников вузов. Об этом заявили ректоры ведущих федеральных университетов в ходе видеоконференции, посвященной началу приемной кампании.

1. Суть нововведений: договор вместо принуждения

«О каком распределении может идти речь, например, для будущих предпринимателей? Их задача — самим создавать рабочие места», — отметил ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук, комментируя опасения абитуриентов. Ключевой момент — инициатива исходит от самого студента, а не навязывается сверху.

Поправки законодательно закрепляют понятие договора о целевом обучении. Согласно ему, организация-заказчик берет на себя расходы на обучение студента, а также может предоставлять ему дополнительные меры поддержки: жилье, повышенную стипендию. Взамен выпускник обязуется отработать на конкретном рабочем месте в этой компании в течение определенного срока. В договоре прописывается ответственность обеих сторон за неисполнение условий.

Такой вариант в первую очередь интересен тем абитуриентам, которые не прошли на бюджет, но не имеют возможности самостоятельно оплачивать коммерческое отделение. Те же, кто поступает на бюджет или готов платить за учебу сами, не обязаны заключать подобные соглашения, подчеркивают ректоры.

Студент, желающий получить гарантии трудоустройства и финансовую поддержку во время учебы, может по собственной инициативе найти заинтересованную компанию и заключить с ней договор. В этом случае предприятие инвестирует в своего будущего специалиста, курируя его вплоть до получения диплома. Условия контракта стороны определяют самостоятельно.

«Выпускники, обучавшиеся как на бюджетной, так и на платной основе, по-прежнему свободны в выборе места работы», — подтвердил ректор Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина Виктор Кокшаров.

«В нашем университете в этом году около 10 тысяч бюджетных мест. После окончания учебы все студенты сами решают свою судьбу, хотя вуз, безусловно, помогает с трудоустройством», — добавил он.

Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев сообщил, что в 2023 году СФУ предлагает 6 тысяч бюджетных мест.

«Для тех, кто не проходит по конкурсу, наши партнеры — такие компании, как РУСАЛ и другие металлургические предприятия — предлагают альтернативу: они готовы полностью оплатить обучение и проживание, обеспечить стажировку. Предприятия адаптируют учебные программы под свои нужды, инвестируя в будущего сотрудника, который придет на готовое рабочее место», — пояснил Румянцев.

Особый интерес, по словам руководителей вузов, такие программы вызывают у абитуриентов, не прошедших на IT-специальности. Им предлагаются междисциплинарные направления, сочетающие знания в сфере искусственного интеллекта с отраслевыми потребностями, например, металлургии.

2. Исторический контекст: почему к «старому» распределению теперь относятся иначе

В СССР распределение после вуза было обязательным для всех выпускников, за редким исключением для отличников. Эта система, часто критикуемая в поздние советские годы, сегодня оценивается неоднозначно.

С одной стороны, она гарантировала 100% трудоустройство и отсутствие безработицы среди молодежи с высшим образованием — то, что сейчас кажется почти чудом. С другой, лишала свободы выбора: столичного выпускника могли направить на работу в отдаленный регион.

Многие современные выпускники, столкнувшись с трудностями поиска работы по специальности, могут с ностальгией вспоминать о гарантиях прошлого. Однако важно помнить, что после обязательной трехлетней отработки у человека была возможность сменить место работы. Таким образом, этот срок в какой-то мере уравнивал выпускников с теми, кто отслужил в армии.

Нынешние поправки — это не возврат к прошлому, а создание гибкого, добровольного инструмента, который сочетает в себе элементы поддержки студента и кадрового планирования для предприятий.

Обратите внимание: Как звезды скрывают свои недостатки: 5 приемов законодательниц моды.

3. Региональная специфика: от Арктики до Калининграда

Вузы по-разному адаптируют образовательные процессы под запросы своих регионов и студентов.

В Тюменском государственном университете делают ставку на междисциплинарные программы и быстрое обновление знаний, так как многие профессии устаревают за 5-7 лет. Студенты, ориентированные на нефтегазовый сектор, часто заключают целевые договоры с предприятиями. Популярно и направление «Предпринимательство», выпускники которого создают собственный бизнес и рабочие места, а не ищут их.

Количество иностранных студентов в ТюмГУ растет: в этом году ожидается более 1600 человек, что на 15% больше, чем в прошлом.

Балтийский федеральный университет им. И. Канта (Калининград) привлекает много студентов из Китая и Индии. Специфика региона — активное строительство новых производств (Росатом, Роскосмос, машиностроение, солнечная энергетика), что формирует высокий спрос на молодых инженеров и технологов. В университете также действует военный учебный центр.

В Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова все студенты с первого курса вовлечены в арктические исследования. Будущие кораблестроители учатся по системе «завод-втуз», проводя 40% времени на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации и получая за это зарплату. Это дает глубокое погружение в профессию, но не обязывает оставаться на предприятии после выпуска, хотя большинство выпускников делают этот выбор.

Таким образом, новые поправки создают дополнительный, сугубо добровольный механизм взаимодействия между студентом, вузом и будущим работодателем, не отменяя традиционных путей получения образования и трудоустройства.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Поправки в закон об образовании, подписанные президентом 14 апреля, не приведут к обязательному распределению студентов после вуза.