Качество преподавательского состава — ключевой фактор успеха любой системы образования

По мнению ректора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Владимира Шевченко, именно уровень преподавателей является решающим элементом в любой образовательной системе. Этот фактор значительно важнее организационных вопросов, таких как деление на бакалавриат и магистратуру.

Доктор физико-математических наук, ректор НИЯУ «МИФИ» Владимир Шевченко

В послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года Президент России Владимир Путин обозначил необходимость формирования новой, суверенной системы высшего образования, основанной на лучших отечественных традициях и учитывающей опыт последних десятилетий.

В последнее время контуры реформы стали проясняться. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, выступая на заседании Союза ректоров России, заявил, что новая российская система будет включать три уровня: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и дополнительное профессиональное образование. Пилотный проект по внедрению этих изменений был запущен указом Президента от 12 мая 2023 года.

Следует отметить, что присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году изначально вызвало активные дискуссии в академической среде. Сегодня университетское сообщество также живо обсуждает параметры грядущих преобразований, особенно в контексте инженерно-технического образования, которое требует сочетания фундаментальной подготовки с прикладными навыками.

В интервью ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко поделился своим видением реформы и ключевых проблем образования.

1. Учитель и ученик: основа любой системы

Отвечая на вопрос о советской системе образования и переходе на Болонскую, Шевченко подчеркнул, что является её продуктом и разделяет мнение о первичности взаимодействия между наставником и учеником. Именно из этого взаимодействия рождается успех образования, который измеряется достижениями выпускников. В советской школе, по его словам, было много талантливых педагогов. Организационные формы, продолжительность и содержание курсов, безусловно, важны, но носят вторичный характер.

«К сожалению, в постсоветские годы форма часто стала преобладать над содержанием. Мы стали больше внимания уделять оформлению документов, чем тому, кто и как работает со студентом. Качество преподавательского состава — решающий элемент любой системы. Это гораздо важнее, чем история с разделением на бакалавриат и магистратуру», — заявил ректор.

Вторым важным обстоятельством он назвал изменение рынка труда. Если советская система готовила кадры для конкретного экономического уклада, то сейчас образование должно в большей степени ориентироваться на запросы самих обучающихся. Однако, по его мнению, необходим разумный баланс между потребностями экономики, желаниями студентов и возможностями системы. Новый этап должен вернуть учителю и преподавателю высокий социальный статус.

2. Болонская система не сильно повлияла на подготовку специалистов

По мнению Шевченко, переход на Болонскую систему привел к разделению подготовки на два пути. Первый — четырёхлетний бакалавриат для тех, кому этого достаточно для выхода на рынок (например, в IT-сфере). Второй — для специальностей, где четырёх лет мало (медицина, инженерное дело), где либо сохранилась специалитет, либо под полноценным образованием понимается магистратура, что в сумме составляет те же шесть лет.

«Я не думаю, что Болонская система сильно повлияла на подготовку специалистов, в хорошую или плохую сторону», — отметил он. Одной из ключевых идей Болонского процесса была академическая мобильность, но в российских условиях, с огромным разрывом в качестве между вузами, эта идея оказалась «половинчатой».

Обсуждая модель «2+2+2», предложенную проректором Политеха Алексеем Боровковым, Шевченко увидел в ней воплощение идеи индивидуальных образовательных траекторий. Это привлекательная, но сложная модель, которая возвращает к практике средневековых университетов на современном цифровом уровне. Ключевой фигурой в таком подходе становится наставник, который помогает студенту ориентироваться в образовательном пространстве. Крайности, когда студент предоставлен сам себе или же жёстко контролируется, одинаково неэффективны. Большие надежды в реализации этой модели возлагаются на системы искусственного интеллекта.

Комментируя предложения министра Фалькова, ректор МИФИ согласился, что введение базового высшего образования (4-6 лет) решит проблему недостаточной подготовки бакалавров в технических областях. При этом право вести магистратуру и аспирантуру, по его оценке, получат не более четверти российских вузов.

«Возвращаясь к началу нашего разговора, любая система образования должна основываться на высококвалифицированном и ответственном преподавательском составе... Ключевую задачу можно сформулировать просто: во главе любой реформы должно стоять повышение качества педагогических кадров по всей системе — от начальной школы до аспирантуры», — резюмировал Шевченко.

3. Надо ли связывать науку и бизнес

Говоря о модели «университет 3.0» (образование + наука + бизнес), Шевченко выделил несколько схем взаимодействия вуза с реальной экономикой. Наиболее перспективной он считает ту, где университет и индустриальный партнер совместно создают новый проект, видя в нём потенциал для взаимного развития.

Отвечая на вопрос о подготовке студентов к предпринимательству, ректор отметил, что прямой связи между успехом в бизнесе и качеством системного образования нет. Миссия МИФИ, по его словам, — воспитывать людей, которые стремятся понять, как устроен «чёрный ящик» технологии, что является основой технологического суверенитета.

Шевченко подчеркнул важность интеграции экономического мышления в инженерное образование с самого начала, а также развития гуманитарной составляющей и дизайн-мышления. Для этого в МИФИ вовлекают студентов в проекты на стыке наук, например, используя ядерные методы для датирования объектов культурного наследия.

4. Прием в вузы: нужна тонкая настройка

Обсуждая ЕГЭ, ректор высказался против его полной отмены, назвав это неосуществимым. Главной проблемой экзамена он считает то, что он лишает школу субъектности, превращая её в этап подготовки к поступлению, а не в завершённый уровень образования. Также ЕГЭ усиливает миграцию сильных абитуриентов в столицы и плохо оценивает надпредметные компетенции, crucialные для инженеров.

«Нет статистически значимой разницы между теми, кто поступил с 94 баллами, и теми, у кого 89 баллов. Но для конкретного человека это огромная разница», — привёл пример Шевченко.

Выход он видит в диверсификации путей поступления. В МИФИ развивают конкурс индивидуальных достижений, где учитываются, например, высокий шахматный рейтинг, победы на IT-платформах или создание работающего программного продукта. Университет готов за свой счет обучать таких мотивированных абитуриентов, даже если им не хватило баллов ЕГЭ для бюджета.

В заключение Владимир Шевченко выразил уверенность, что российские школьники и лучшие выпускники вузов не уступают своим зарубежным сверстникам. Целью любых реформ должно быть повышение конкурентоспособности выпускников на мировом рынке интеллектуального труда.

«Центральную цель можно сформулировать очень просто: во главе любой реформы в системе образования должно стоять повышение качества педагогических кадров... что обязательно приведет к повышению качества выпускников. И здесь, честно говоря, нам есть над чем работать», — заключил ректор.

Обратите внимание: Определена форма солнечной системы. Она похожа на круассан ? Или же на рогалик ?.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Качество педагогического корпуса — определяющее звено любой системы образования.