После продолжительного периода снижения статистики дорожно-транспортных происшествий в России наметилась тревожная тенденция к росту. Эксперты связывают эту негативную динамику с целым комплексом причин, среди которых — переориентация грузопотоков на восток и юг, устаревание автопарка страны, а также возможные психологические факторы, влияющие на поведение водителей.

Особенно резкий скачок аварийности зафиксирован в первом квартале 2023 года в ряде регионов. Так, в Калмыкии число ДТП выросло на 94%, в Северной Осетии — на 53%, в Республике Тыва — на 47%, а в Бурятии — на 41%. Эта статистика подкрепляется чередой громких происшествий: массовые аварии с участием десятков автомобилей были зафиксированы в Сочи, Минеральных Водах и Саратовской области, что привело к многочисленным госпитализациям.
Общероссийский рост за первый квартал пока не выглядит катастрофическим — около 3%. Однако региональные всплески, где показатели увеличились в полтора-два раза, вызывают серьезную озабоченность у специалистов и ставят под вопрос устойчивость многолетней положительной динамики.
1. Дорожные войны: глобальная и российская проблема
Проблема безопасности на дорогах носит глобальный характер. Ежегодно в мире в ДТП гибнет около 1,2 миллиона человек, а травмы получают до 50 миллионов. В развитых странах с этой угрозой начали активно бороться еще в 1960-х годах, что привело к перелому в статистике к 1970-м.
Для России эта проблема всегда была особенно острой. За период с 1985 по 2012 годы в авариях с пострадавшими погибло 856 тысяч человек, а травмы получили более шести миллионов. Экономический ущерб от ДТП оценивается в колоссальные 1,78 триллиона рублей ежегодно.
Тем не менее, за последние два десятилетия стране удалось добиться значительного прогресса. Число погибших сократилось с пиковых 39 тысяч в 1991 году до 14,1 тысячи в 2022-м. Количество самих ДТП за последнее десятилетие уменьшилось почти вдвое. Показатель смертности на 100 тысяч населения снизился с 19,6 в 2012 году до 9,6 в 2022-м, что уже лучше, чем в США, и приближается к уровню многих европейских стран, хотя до лидеров вроде Норвегии или Швеции еще далеко.
2. Почему статистика вновь пошла вверх?
Основных причин нового роста аварийности эксперты выделяют несколько.
Смена логистических маршрутов и инфраструктурный вызов
В связи с геополитическими изменениями и санкциями грузопотоки сместились с западного направления на южное и восточное. Дороги в сторону Казахстана, Грузии и Китая, которые исторически были менее загружены и развиты, чем магистрали на запад, оказались не готовы к резкому увеличению трафика. Например, на трассе А-320 к границе с Казахстаном аварийность выросла на 76%, а на трассе «Амур» (Чита-Хабаровск) — на 25%.
Ключевая проблема — в конфигурации дорог. Если основные западные магистрали, такие как М-1 «Беларусь» или М-10 «Россия», часто имеют по 2-4 полосы в каждую сторону, то восточные трассы (М-7 «Волга», М-5 «Урал») на больших участках остаются двухполосными. Это вынуждает водителей идти на рискованные обгоны по встречной полосе, что является одной из главных причин тяжелых лобовых столкновений.
Старение автопарка
Санкции и уход с рынка многих иностранных автопроизводителей привели к резкому сокращению продаж новых автомобилей и проблемам с запчастями. В результате средний возраст легкового автопарка в России превысил 14 лет и продолжает расти. Еще быстрее стареет коммерческий транспорт: средний возраст грузовиков за четыре года увеличился с 18 до 20 лет. Устаревшая техника чаще выходит из строя и обладает худшими системами безопасности, что напрямую влияет на аварийность.
Человеческий фактор и психологический климат
Некоторые эксперты указывают на возможное влияние общего психологического фона. Стресс, тревожность или эмоциональная нестабильность водителя снижают концентрацию и скорость реакции, делая его потенциальным источником аварии. Другие специалисты с этой точкой зрения не согласны, отмечая, что резкого роста на фоне начала СВО в 2022 году не наблюдалось, а подъем статистики начался лишь в 2023-м.
К дополнительным факторам риска также относят рост внутреннего автомобильного туризма и увеличение числа участников движения на средствах индивидуальной мобильности (самокатах, гироскутерах и т.д.).
3. Что можно сделать? Меры по стабилизации ситуации
Для противодействия новому витку аварийности необходимы как системные, так и оперативные меры.
Оптимизация дорожного движения
Поскольку быстро построить новую инфраструктуру невозможно, на первый план выходит «малозатратная» оптимизация существующих дорог. Это включает в себя:
- Интеллектуальное управление транспортными потоками с помощью моделирования и прогнозирования.
- Корректировку дорожной разметки для увеличения или, наоборот, безопасного ограничения зон для обгона.
- Настройку режимов работы светофоров и организацию освещения пешеходных переходов.
Усиление контроля за техсостоянием транспорта
Крайне важно навести порядок в системе технического осмотра, которая в последние годы фактически была развалена. Эксперты предлагают вернуть контроль за ТО в ведение ГИБДД, оснастить инспекторов передвижными пунктами проверки, увеличить штрафы за нарушения и пересмотреть периодичность обязательных осмотров для старого транспорта.
Воспитание транспортной дисциплины
Необходимо работать над культурой вождения и поведением на дороге. Это подразумевает не только ужесточение контроля за нарушениями (использование телефона за рулем, непристегнутый ремень, вождение в нетрезвом виде), но и превентивные меры. Важно усиливать образовательные программы, начиная со школы, чтобы воспитывать уважение ко всем участникам движения и понимание ответственности за рулем.
Таким образом, остановить рост аварийности можно только комплексным подходом, сочетающим инфраструктурные решения, жесткий контроль за состоянием транспорта и постоянную работу с человеческим фактором.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: После многолетнего спада в России наблюдается всплеск аварийности на автомобильных дорогах.