После многолетнего спада в России наблюдается всплеск аварийности на автомобильных дорогах

После многолетнего спада в России наблюдается рост аварийности на автомагистралях. На рост печальной статистики влияет неразвитость транспортной инфраструктуры на южном и восточном направлениях, старение автопарка и, возможно, психологический настрой водителей

После многолетнего спада в России наблюдается всплеск аварийности на автомобильных дорогах В первом квартале текущего года аварийность увеличилась в Калмыкии на 94%, в Северной Осетии – на 53%, в Республике Тыва – на 47%, в Бурятии – на 41%

В конце января в Сочи на участке трассы А-147 произошло ДТП с участием девяти автомобилей: водители BMW и Mercedes проигнорировали безопасную дистанцию, превысили скорость и в итоге врезались в припаркованные автомобили. В середине февраля на трассе Кавказ в Минеральных Водах водитель грузовика столкнулся с 15 автомобилями, двое человек госпитализированы. В середине марта на федеральной трассе Р-228 в Хвалынском районе Саратовской области произошло массовое ДТП с участием более 20 автомобилей, 14 человек госпитализированы.

В этом году с российских дорог раздается все больше тревожных сообщений, статистика подтверждает неприятную тенденцию: по итогам первого квартала 2023 года в России вновь начался рост дорожно-транспортных происшествий. Эта новость не соответствует данным за последние годы, которые показали неуклонное снижение количества травм и смертей от вождения. Средние цифры прироста количества аварий в России за последний квартал еще невелики – всего около 3%. Но обескураживают показатели по отдельным регионам, где ДТП подскочило в полтора, а то и почти в два раза.

1. Дорожные войны

«За год на российских дорогах гибнет столько людей, сколько наших солдат погибло в Афганистане за десять лет» — этот давно распространенный, как сейчас говорят, мем вполне соответствует действительности. По официальным данным, потери Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в ходе войны 1979-1989 годов оцениваются в 15 000 человек. Ежегодно на дорогах в России гибнет примерно столько же людей, а были времена, когда погибало в два раза больше.

Однако неизбежный спутник автомобилизации - дорожно-транспортные происшествия и их последствия - является острой проблемой не только для России, но и для всего мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество водителей и пассажиров, пострадавших в автомобильных авариях, пропорционально населению большой страны: в течение года на Земле на дорогах погибает около 1,2 млн человек и до 50 млн получают травмы. В развитых странах автомобильные травмы были объявлены одной из важнейших проблем здравоохранения в 1960-х годах. Решительные меры по борьбе с ней возымели действие: в 1970-е годы в развитых странах произошел перелом, статистика аварий стала снижаться.

В России проблема аварий на дорогах всегда стояла остро. Например, по данным ГИБДД, с 1985 по 2012 год общее количество аварий с пострадавшими превысило пять миллионов. Они убили 856 тысяч человек. А травмы различной степени тяжести получили более шести миллионов человек. При этом только 40 % этих повреждений относятся к легким (поверхностным), остальные 60 % могут быть отнесены к категории тяжелых (открытые раны, сотрясения мозга, переломы, повреждения внутренних органов, ожоги и др.). По данным Минздрава, в России общая смертность жертв дорожно-транспортных происшествий, например, в 12 раз выше, чем при травмах в результате других аварий, инвалидность выше в шесть раз, а потребность в госпитализации выше в семь раз . По данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), ежегодные убытки от автомобильных аварий в России составляют в среднем 1,78 трлн руб.

Но в то же время в России, как и в развитых странах, благодаря принятым мерам аварийность на дорогах за последние двадцать лет снизилась. По данным Росстата и ГИБДД, число смертей от ДТП в России неуклонно росло с 1956 по 1980 г., затем кратковременно (в период антиалкогольной кампании) снижалось, после чего возобновило рост в 1991 г. Затем последовало последовал спад, за которым последовал новый подъем в 1998 г., пик которого пришелся на 2003 г. Ну а затем снова спад, продолжающийся до сих пор с небольшими колебаниями (см рис. 1). На пике своего развития в 1991 году в дорожно-транспортных происшествиях в России погибло 39 млн человек, а к концу прошлого года эта цифра составила 14,1 млн. Что же касается числа дорожно-транспортных происшествий, то за последнее десятилетие оно сократилось почти вдвое — с 204 тыс в 2012 г до 126 тыс в 2022 г. (см рис. 2).

В прошлом Россия отставала от развитых стран по показателям смертности на дорогах — например, в начале 2000-х разница в показателях смертности на дорогах была в пять-шесть раз ниже, чем в большинстве развитых стран. Но сейчас ситуация выравнивается: по данным ГИБДД, количество дорожно-транспортных происшествий на 100 000 человек в 2022 году оценивается в 9,6 человек (десять лет назад, в 2012 году, было 19,6). Для сравнения: в Португалии этот показатель равен 8, на Кипре и в Бельгии - 6, в Италии - 5, в Турции и Франции - 4,9. А в Финляндии, Швеции и Норвегии — странах, считающихся самыми благополучными по несчастным случаям, — это число составляет 3,4, 3,1 и 2 человека на 100 тысяч жителей соответственно. При этом ситуация в России по дорожно-транспортным происшествиям уже лучше, чем в США, где индекс смертности составляет 12,7. В Бразилии это соотношение равно 14, в Индии — 16, в Китае — 17, в Эфиопии — 29, а в наиболее неблагополучных странах, например в Венесуэле, — 40.

Однако в этом году аварийность в России снова выросла. Какова причина?

2. Дорожная аварийность заруливает на подъем

Согласно опубликованной недавно статистике ГИБДД, общее количество ДТП в первом квартале 2023 года увеличилось на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, за первые три месяца произошло 24,2 тыс. ДТП, в которых погибло 2,66 тыс человек. (+2,8%) и 31,1 тыс раненых (+2%). Да, в среднем рост аварийности сейчас нельзя назвать взрывным. Но особое беспокойство вызывает впечатляющий рост аварийности в некоторых регионах, где аварийность выросла в полтора, а то и почти в два раза. Например, Калмыкия показала прирост аж на 94%, Северная Осетия-Алания – на 53%, Республика Тыва – на 47%, Бурятия – на 41%, Ингушетия – на 38%.

Эксперты называют несколько основных причин роста количества аварий в России. Во-первых, это экономические и геополитические факторы, связанные с изменением транспортно-логистических маршрутов и последствиями санкций. С прошлого года логистические цепочки и движение грузовиков сместились с западного на южное и восточное направления. В результате освободились ранее загруженные магистрали, ориентированные на запад, но интенсивность автомобильного движения подскочила в сторону Казахстана, Грузии, а также на Дальнем Востоке в сторону Китая.

По словам специалистов Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, дороги в южном и восточном направлениях оказались не готовы к нашествию грузовиков, что привело к росту аварийности. Это подтверждается статистическими данными о росте дорожно-транспортных происшествий в указанных выше регионах. Например, по данным ГИБДД, на федеральной трассе А-320, выходящей на границу с Казахстаном, на трассе Р-297 «Амур» (Чита-Хабаровск), выходящей на границу, в прошлом году увеличилось количество аварий на 76% с Китаем аварийность увеличилась на 25%. А на дорогах в западном направлении аварийность пошла наоборот: на трассе М-9, например, она упала на 23,8%, на М-10 - на 23%, на Р-21 (ул.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

Петербург - Норвегия) - на 17%. «Дорожная инфраструктура в восточной части России гораздо менее развита, чем в западном направлении, — комментирует Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic в России. - Например: основной маршрут доставки грузов в Европу М-1 «Беларусь» имеет не менее двух полос движения в каждую сторону. Автомагистраль М-10 «Россия» в основном четырех- и трехполосная. В восточном направлении недавно начато строительство трассы М-12, трасса «Меридиан» еще не запущена. Основные автомобильные дороги - М-7 «Волга», М-5 «Урал» и Р-254 «Иртыш» двухполосные на дальние расстояния. Такая конфигурация вынуждает водителей при обгоне выезжать на встречную полосу, что является основным фактором риска увеличения количества аварий. Кроме того, меньшие перепады температур и более частые ремонты делают дороги в европейской части более безопасными».

3. Старость не радость

Еще одним существенным фактором роста аварийности эксперты называют санкции, приведшие к резкому снижению продаж новых автомобилей в стране, а также перебои с поставками запчастей. Из-за этого автопарк в стране устаревает: по данным Автостата, средний возраст легковых автомобилей в России сейчас составляет более 14 лет. Если в 2018 году он был на уровне 13 лет, то в 2011 году уже 11 лет. И стареет не только частный, но и коммерческий автомобильный транспорт. «За четыре года средний возраст грузового парка в России вырос с 18 до 20 лет, — говорит совладелец и заместитель председателя правления транспортной компании ПЭК Вадим Филатов. - Многие перевозчики три года не пополняли свой парк: сначала в 2020 году, во время пандемии коронавируса, когда нарушились цепочки поставок, производители столкнулись с нехваткой комплектующих, затем в 2022 году, из-за ухода «большой европейской семерки» автопроизводителей с российского рынка и нестабильный курс валют. Дальнейшее старение автопарка приводит к увеличению аварийности на дорогах».

Наблюдатели также отмечают, что к факторам, влияющим на рост аварийности в России, можно отнести рост внутреннего автомобильного туризма, а также увеличение количества самокатов и других так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ), которые все чаще становятся участников дорожно-транспортных происшествий. Наконец, ряд экспертов отмечают, что на рост аварийности влияет неблагоприятный психологический фон, связанный с актуальной информационной повесткой прошлого года. «Человек за рулем в психофизиологическом состоянии, не соответствующем норме, является потенциальной аварией. Это может быть усталость, засыпание, злость, эйфория — они снижают концентрацию, рассеивают внимание и мешают адекватно реагировать на дорожную ситуацию, — комментирует Станислав Шмелев, директор по взаимодействию с государственными органами группы компаний КСОР (ИТ-решения для безопасности на транспорте).). «Кроме того, стресс и психологическое напряжение заставляют людей более чутко реагировать на поведение других водителей, особенно если человек привык активно управлять автомобилем, а не просто двигаться в потоке».

Однако некоторые эксперты призывают не драматизировать и не связывать рост аварийности с тревожными новостями по телевидению. «Я не думаю, что сложная внешняя обстановка делает людей психологически неуравновешенными в дороге», — возразил Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. - Наоборот, на улицах крупнейших городов автомобильного движения меньше. Вполне возможно, что с началом НМП и его экономическими последствиями многие люди изменили свой прежний ритм жизни в городах и стали меньше пользоваться личным транспортом или просто сменили место жительства. Мы бы наблюдали возможный стресс в начале СВО и рост аварийности к концу 2022 года, но этого не произошло. И определенный рост количества аварий с пострадавшими мы видим только в начале 2023 года».

4. Малозатратные мероприятия

Как мы уже упоминали выше, в последние годы в России многое сделано для борьбы с дорожно-транспортными происшествиями. Для этого, например, достаточно вспомнить федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который активно реализуется с 2017 года. В его рамках совершенствуется дорожная инфраструктура, правила дорожного движения и меры по их соблюдению. При этом увеличивается и производственная мощность самих автомобилей, что также влияет на снижение аварийности.

Но в сегодняшней ситуации, чтобы остановить рост аварийности на дорогах, в первую очередь необходимо принять меры по оптимизации движения на автомагистралях, где резко возрос трафик. Конечно, в одночасье построить новые развязки или переходы невозможно, но думать о корректировках в организации транспортных потоков как минимум необходимо. «Когда на фоне старого дорожного фонда появляется новая трасса, возможности продлить трассу или построить эстакаду, как правило, нет. Здесь важен следующий этап работы: правильная организация дорожного движения и управление им с помощью прогнозов и моделирования транспортных потоков, — говорит Дмитрий Ставский, руководитель московского офиса Simetra (моделирование транспортных систем). «Необходимо проанализировать транспортную ситуацию, рассчитать нагрузку на прилегающие улицы и перенаправить потоки, согласовать движение транспорта. Такой надзор позволит разделить весь комплекс мероприятий на капитальный (например, строительство эстакады) и малый расходы».

По мнению специалистов, к недорогим и быстро реализуемым мерам можно отнести правильную регулировку фаз светофоров или освещение пешеходных переходов в ночное время, которое можно включать в зависимости от сигнала светофора. «Возьмите, к примеру, изменение дорожной разметки, — продолжает Дмитрий Ставский. - Представьте себе сцену, где целая линия тянется, условно, на десять километров. После него был организован участок обгона, но он небольшой. На дороге встречается тихоходный транспорт — например, машины, везущие арбузы из Краснодарского края. За такой машиной часто будет образовываться шлейф из других машин, которые попытаются обогнать медленное транспортное средство, как только непрерывность прервется. Так как площадь для обгона небольшая, все лезут вперед, стараясь успеть совершить маневр, тем самым увеличивая риск лобовых столкновений. В такой ситуации достаточно небольших затрат: с учетом геометрии дороги необходимо увеличить площадь разрешенного обгона или полностью запретить его на определенном этапе, переместив ломаную линию дальше - конечно с учетом нормативных требований».

В то же время регулятор должен более серьезно контролировать техническое состояние транспортных средств на дорогах. В последние годы в России фактически развалена система техосмотра, реформу которой давно обещали завершить. «Для снижения влияния фактора старения автопарка на безопасность движения необходимо усилить контроль за техническим состоянием транспортных средств, — отметил Валерий Стегнин, специалист по безопасности движения пассажирской компании BusinessBus. «Для этого необходимо вернуть техосмотр в ГИБДД, обеспечить проверяющие органы передвижной техникой для осуществления оперативного контроля за состоянием автомобиля на дороге, увеличить размер штрафов за несоблюдение правил, а также пересмотреть периодичность обязательного технического осмотра».

Что касается работы над психологическим состоянием водителей, то, по мнению специалистов, необходимо создавать больше мест и зон отдыха на оживленных дорогах, усиливать образовательные программы. «К сожалению, у нас низкая транспортная дисциплина: водители (да и пешеходы тоже) расслаблены, могут себе позволить не пристегивать ремни, пользоваться мобильным телефоном за рулем, управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения», — отмечает генеральный директор сети Дмитрий Матвеев. "Мой прокат автомобилей. - Чтобы действительно решить проблему транспортной дисциплины на дорогах, с одной стороны, необходимо навести порядок в законодательстве в сфере дорожного движения. С другой стороны, признать, что в нашей стране есть пробелы в образовании как водителей, так и пешеходов. Поэтому уже со школы надо активнее обучать людей правилам дорожного движения, воспитывать уважение друг к другу на дороге».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: После многолетнего спада в России наблюдается всплеск аварийности на автомобильных дорогах.