Глобальная видимость российских бизнес-школ столкнулась с вызовами, однако ситуация далека от критической. Основной тренд последнего времени — активная переориентация международной деятельности на восточное направление, в частности на страны Азии и БРИКС.

Аналитический центр «Эксперт» представил результаты седьмой волны исследования интернационализации бизнес-школ России и стран СНГ. Проект, который ведется уже несколько лет, оценивает присутствие этих учебных заведений в мировом образовательном пространстве. Оценка строится на трех ключевых столпах: наличие престижных международных аккредитаций и оценок, уровень научных исследований в сфере менеджмента, а также партнерские связи с мировыми лидерами бизнес-образования.
1. Международные аккредитации: вынужденная пауза и новые возможности
В марте 2022 года три ведущие мировые аккредитующие организации — AACSB, EFMD и AMBA — объявили о приостановке членства и всех процессов аккредитации для российских бизнес-школ. Это решение последовало вскоре после значимых достижений: Высшая школа менеджмента СПбГУ получила аккредитацию AACSB, войдя в элитный клуб школ с «тройной короной», а Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ аккредитовала три программы в EFMD.
В результате на момент приостановки российские школы имели следующий «аккредитационный портфель»: институциональные аккредитации AACSB (ИБДА РАНХиГС, ВШМ СПбГУ), EQUIS (ВШМ СПбГУ, «Сколково»), а также программные аккредитации EFMD в нескольких университетах. Наиболее распространенной оставалась аккредитация AMBA, которой обладали 13 российских школ.
В отличие от России, в Казахстане деятельность аккредитационных ассоциаций не приостанавливалась. Две бизнес-школы в Алматы уже имеют аккредитации EFMD и AMBA, а Высшая школа бизнеса Назарбаев Университета активно готовится к получению аккредитаций AACSB и AMBA, пересматривая учебные программы и наращивая исследовательский потенциал. Активность в этом направлении наблюдается и в других странах СНГ, таких как Азербайджан, Беларусь и Кыргызстан, где бизнес-школы являются членами международных ассоциаций.
2. Позиции в глобальных рейтингах: неоднозначная динамика
Влияние геополитики ощутимо и в сфере международных рейтингов. Российские университеты стали менее заметны на платформах таких агентств, как QS и THE, однако массового исключения из рейтингов не произошло. Более того, многие вузы демонстрируют положительную динамику.
Например, в рейтинге THE по бизнесу и экономике сразу девять российских участников улучшили свои позиции. Значительный рывок совершили МГУ, НИУ ВШЭ, СПбПУ и УрФУ, поднявшись на несколько групп. Челябинский ЮУрГУ впервые вошел в топ-400, что позволило его Школе экономики и менеджмента появиться на карте интернационализации. Стоит отметить, что текущие данные рейтингов еще в полной мере не отражают последствия 2022 года, так как основаны на информации, собранной до февраля.
Успехи заметны и в специализированных рейтингах Financial Times. Все три российские школы в рейтинге европейских бизнес-школ значительно поднялись, а в рейтинге Executive MBA ИБДА РАНХиГС и «Сколково» улучшили позиции, а ВШМ СПбГУ вернулась в топ-100.
3. Научные публикации: география качества расширяется
Важным индикатором международного признания является публикационная активность в ведущих журналах. В исследовании учитываются публикации в изданиях с рейтингом B и выше по классификации Австралийского совета декан ов бизнес-школ (ABDC).
Лидерами по числу таких публикаций за три года остаются НИУ ВШЭ и СПбГУ, а третье место впервые занял Уральский федеральный университет. В топ-10 также вошли ЮУрГУ и два казахстанских вуза — КазНУ им. аль-Фараби и Назарбаев Университет. Новыми точками роста стали Южный федеральный университет и Евразийский национальный университет им. Гумилева, преодолевшие рубеж в 25 публикаций.
4. Партнерские связи: разворот на 180 градусов
Наиболее ярко новые геополитические реалии отразились на партнерских связях. География новых соглашений для России и Казахстана кардинально различается. Для российских школ лидерами по числу новых договоров с аккредитованными партнерами стали Индия, Китай и Турция. Для Казахстана же приоритетными остаются партнеры из Южной Кореи, Великобритании и Франции.
Как отмечает Федор Федоров из МИРБИС, сотрудничество с Индией имеет огромный потенциал благодаря развитию экономических и культурных связей между странами. В то же время произошел массовый разрыв партнерств с западными школами. Лидерами по количеству прекращенных соглашений стали Франция, Великобритания и США. Впервые с 2017 года карта партнерств российских бизнес-школ стала менее плотной.
Несмотря на это, многие программы двойных дипломов с европейцами продолжают работу. При этом появляются и новые проекты, например, магистерская программа ВШБ НИУ ВШЭ с марокканской бизнес-школой. Казахстанские школы, в свою очередь, активно запускают двойные программы с партнерами из США и Южной Кореи.
Академическая мобильность студентов сохраняется, смещаясь на восточные направления. Как рассказывает Жанна Беляева из УрФУ, студенты едут на стажировки не только в Германию и Францию, но и в Турцию, Казахстан, а с открытием границ резко вырос интерес к Китаю и Южной Корее. Развиваются связи с Индией и Шри-Ланкой.
5. Перспективы: видимость в новом многополярном мире
Переориентация на Восток — это не просто дань политической конъюнктуре, а стратегический инструмент сохранения глобальной видимости. Европейские и американские школы пока доминируют в исторически накопленном пуле партнерств, но новые тренды могут существенно изменить карту интернационализации в будущем.
Индия, обладающая большим количеством аккредитованных бизнес-школ, стала главным направлением для новых партнерств России. Развитие казахстанских школ, которые сохранили вектор на Запад, представляет собой как вызов, так и возможность для углубления взаимовыгодного сотрудничества с Россией на основе культурной и транспортной близости.
По словам Сергея Мясоедова из ИБДА РАНХиГС, ведущие российские школы и ассоциации активно выстраивают практическое сотрудничество с партнерами из Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Африки и СНГ. Основные направления — обмены, двойные дипломы и совместные исследования. Проведенная в Москве международная конференция с участием представителей стран БРИКС и других дружественных государств подтверждает эту динамику.
В целом, несмотря на сложности, бизнес-образование продолжает искать пути для межкультурного диалога. Ключевая задача сегодня — инвестировать в новые отношения на Востоке, давая студентам и компаниям бесценный опыт работы в новых геоэкономических условиях, и сохранять образовательные мосты для будущего восстановления более широких международных связей.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Видимость российских бизнес-школ в глобальном пространстве ухудшилась, но не критично.