В этом году исполнилось 30 лет с момента создания Фонда обязательного медицинского страхования — ключевого финансового звена между учреждениями здравоохранения и их пациентами

В этом году исполняется 30 лет со дня создания фонда обязательного медицинского страхования – важного финансового связующего звена между учреждениями здравоохранения и их пациентами. «Эксперт» понимал, чего организация смогла добиться за три десятилетия своей истории, и какие задачи ей предстоит решить в будущем.

В этом году исполнилось 30 лет с момента создания Фонда обязательного медицинского страхования — ключевого финансового звена между учреждениями здравоохранения и их пациентами

1. Трудный старт

Переход России к рыночной экономике, начавшийся еще в 1980-х годах, практически сразу выдвинул на первый план сложный вопрос обеспечения населения всей страны доступными и качественными лекарствами. Понимая сложность этой задачи, уже в начале 1990-х годов государство для увеличения объема средств на здравоохранение создало федеральные и региональные фонды обязательного медицинского страхования - они стали основой для развития известной системы обязательного медицинского страхования.

- В настоящее время фонд является финансовым инструментом завершения программы госгарантий. Да, я считаю, что сегодня в федеральном фонде не хватит денег для 100% покрытия по программе госгарантий. Да и расчеты не всегда соответствуют стоимости услуги, которую должно оказать медицинское учреждение, заявила в интервью «Эксперту» замглавы комитета Госдумы по здравоохранению Татьяна Соломатина. «Но все же за 30 лет фонд сыграл большую роль в развитии системы здравоохранения, обучая медицинские учреждения считать средства и зарабатывать их, ведь мы все еще живем в условиях рыночной экономики».

Важно отметить, что практически сразу после своего создания, в 1995 году, ФОМС частично профинансировал почти 6000 медицинских учреждений, треть из которых были амбулаторными, а остальные - стационарными. Благодаря этому более 100 миллионов россиян, составляющих почти 70% населения страны, получили доступ к бесплатной медицине, зарегистрировавшись в системе ОМС.

Успешное привлечение средств местных фондов ОМС позволило увеличить долю расходов на финансирование территориальных медицинских программ.

Если в 1993 г их было всего 14,9%, то в 1994 г уже 56,4%, а в 1995 г. - 70,3%. Затраты на приобретение медикаментов, оборудования и медицинского транспорта в 1994 г составили 386,5 млрд руб., в 1995 г. - 398,3 млрд руб. (суммы исчислены в рублях до денежной реформы 1998 г).

Но финансового успеха ТФОМС тогда можно было добиться не во всех регионах. В некоторых районах страны расходы на оказание медицинской помощи населению по ОМС превысили поступления, поэтому Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направил в эти регионы средства для выравнивания условий деятельности терфондов по обеспечению финансирования обязательное медицинское страхование программы медицинского страхования. И сейчас эта проблема успешно решена в отношении всей страны.

«В системе здравоохранения не может быть предпочтений и различий от региона к региону. Чрезвычайно важно, чтобы на всей территории Российской Федерации, независимо от того, где проживает гражданин, чтобы на всей территории он мог получать качественную медицинскую помощь от личного кабинета здоровья. И благодаря в том числе работе ФОМС мы сейчас можем это обеспечить, — заявила в разговоре с «Экспертом» депутат Госдумы, член комитета по работе, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

В результате бюджет ФОМС стал бюджетом для решения задач развития системы обязательного медицинского страхования в контексте преемственности бюджетной политики, направленной на поддержание сбалансированности и устойчивости всей системы здравоохранения в стране, улучшение качества социального положения медицинских работников и повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Общие доходы бюджета ФОМС в 2022 году составили почти 2,8 трлн рублей, а наполнение в 2012 году всего 966,5 млрд рублей. То есть за 10 лет доходы выросли на 1,8 трлн рублей, или почти в три раза. А с 2023 года объем доходов превысит 3 трлн рублей — и важно, что в ближайшие три года рост доходов по сравнению с 2022 годом составит 813 млрд рублей, то есть почти 30%.

2. Тонкая настройка

С 2013 года финансирование базовой программы ОМС стало работать по единым нормативам для всей страны, а единые требования к оплате медицинской помощи закрыли проблему дефицита региональных программ ОМС и обеспечили доступность медицинской помощи забота забота обо всех россиянах, независимо от того, где они живут. Все последующие годы финансирование системы ОМС неуклонно увеличивалось. Так, в 2012 году размер поддержки составлял 640,6 млрд рублей, а в 2018 году уже 1,87 трлн рублей. При этом с 2010 года все граждане имеют возможность получать медицинскую помощь в экстерриториальном порядке, независимо от того, где они прописаны на постоянной основе.

«Программы профилактических мероприятий ежегодно расширяются, увеличивается перечень исследований, проводимых в рамках скрининга на злокачественные новообразования профилактических мероприятий в 2022 году увеличилось на 39% по сравнению с 2021 годом», — сообщил председатель ФОМС Илья Баланин.

В процессе реформирования системы финансирования ОМС для ликвидации дефицита регионов были повышены страховые ставки для работающего населения - до 2% от дохода, а также установлены ставки взносов для неработающих граждан - все это позволило получить финансовые гарантирует и выравнивает условия оказания медицинской помощи в регионах, создавая единый канал финансирования медицинской помощи и балансируя территориальные программы. 86% доходов бюджета ФОМС формируется за счет поступлений страховых взносов на ОМС – с 2023 года они превысят 3 трлн рублей, а в течение следующих трех лет прирост по сравнению с показателями 2022 года составит 813 млрд рублей рублей или 29%.

С 2013 года средства на реализацию базовой программы ОМС выделяются по единым для всей страны подушевым нормативам из бюджета ФСФР. Объем и структура расходов бюджета ФОМС определяется исходя из потребностей и приоритетных направлений государственной политики в отношении обязательного медицинского страхования – это касается разработки более доступных и качественных лекарственных средств, борьбы с онкологическими заболеваниями, профилактической медицины и профилактические осмотры, ликвидация последствий пандемии коронавируса и многое другое – в соответствии с государственной программой «Развитие здравоохранения» и национальным проектом «Здоровье».

Ключевым звеном в обеспечении финансирования регионального здравоохранения в рамках системы ФОМС являются территориальные органы фонда - на них возложены основные расходы бюджета ФФОМС, осуществляемые за счет дотаций в бюджеты терфондов. Такие гранты составляют 86% от общей структуры расходов ФОМС. Общая сумма субсидии постоянно растет: в 2022 г она составила более 2,4 трлн руб., что в 3,8 раза больше, чем в 2021 г., когда субсидия ТФОМС составляла всего 640,6 млрд руб. Следует отметить, что увеличение размера поддержки напрямую ведет к увеличению подушевого норматива ОМС – к 2022 г., за 10 лет, он увеличился с немногим более 4,1 тыс руб до почти 14,2 тыс руб.

Важно отметить, что роль страховых медицинских организаций, участвующих в реализации программы обязательного медицинского страхования, за последние годы значительно возросла, особенно в рамках мероприятий, связанных с информированием и сопровождением застрахованных граждан в процессе оказания им медицинской помощи. Забота. Действительно, страховые компании стали «направлять» застрахованных, консультируя их по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи, разъясняя им их права по системе ОМС, разъясняя необходимость прохождения диспансеризации и так далее. Эти функции реализуются в рамках трехуровневого института страховых представителей, который в 2023 году вырос до 11,8 тыс специалистов.

3. «Инвестиции в здорового человека»

Уже в 2025 году в рамках внесения изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ в России будет сформирована единая согласованная политика в области охраны здоровья граждан – это касается федерального, регионального и муниципального уровней здравоохранения.

Обратите внимание: Позор! Заявление главного санврача в Казахстане повергло работников здравоохранения в шок!.

Одной из основных задач ФОМС в рамках реализации этого плана является обеспечение работы механизма персонального учета застрахованных россиян, а также получаемого ими медицинского обслуживания. Основным инструментом решения этой задачи является Государственная информационная система ОМС (ГИС ОМС), функционирующая на базе Федерального реестра нормативно-справочной информации (НСИ), в котором хранятся единые идентификаторы пациентов, медицинских работников и медицинских организаций. Развитие существующих и создание новых сервисов в рамках ГИС ОМС позволит в режиме реального времени обновлять и обеспечивать полноту и достоверность информации о пациентах для всех участников системы здравоохранения. Это также усилит социальные, экономические и финансовые эффекты работы ФОМС.

Но для этого ФОМС в первую очередь необходимо было выстроить механизмы финансирования качественных и современных медицинских услуг и обеспечить доступ к ним для всего населения страны. В 2014 году произошел, пожалуй, самый значительный прорыв в системе ОМС – в перечень услуг базовой программы вошли высокотехнологичные медицинские услуги, объем которых за последующие четыре года увеличился в 2,5 раза – с 228,3 тыс до 541,1 тыс пациентов. При этом финансирование увеличилось с 28,6 млрд рублей до 78 млрд рублей. А с 2015 года высокотехнологичная медицинская помощь, не входящая в базовую программу страхования, также финансируется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования – с тех пор Фонд обязательного медицинского страхования активно работает по принципу медицины, ориентированной на человека.

«Для всего населения страны крайне важно, чтобы государство учитывало сердечно-сосудистые заболевания и разработку программ материнства, детства со здоровым образом жизни для старшего поколения, активной жизни и так далее. И обязательное медицинское страхование – важное и достойное звено во всей этой цепочке, уверена Светлана Бессараб.

Только в прошлом году ФОМС выделил на оплату высокотехнологичной медицинской помощи 112,5 млрд рублей, тем самым полностью покрыв потребность федеральных медицинских организаций в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования. Благодаря этому, если в 2015 г высокотехнологичную медицинскую помощь получили 505 тыс человек, то в 2022 г количество таких пациентов удвоилось до 1,1 млн человек.

«Цифровизация вносит весомый вклад в развитие системы здравоохранения — сокращает время, которое медперсонал в больницах занимается отчетностью и прочей бумажной волокитой. Раньше нам приходилось стоять в очереди на ресепшн, затем в очереди в кабинете врача, потом ждать, пока медсестра все запишет. Сегодня все эти процедуры достаточно сокращены, — говорит Светлана Бессараб.

В последние годы одним из ключевых направлений повышения доступа граждан к высокопрофессиональной и высокотехнологичной медицине стала онкология – пациентам с такими заболеваниями уделяется особое внимание. Финансирование данного вида медицинской помощи увеличивается с каждым годом: в 2018 году расходы ФОМС на поддержку этого направления составили 94,8 млрд рублей, а уже в 2022 году эта сумма увеличилась почти в 3,5 раза. Благодаря этому врачи смогли оказать помощь в том же году в 3,6 млн случаев онкологических заболеваний, что вдвое больше, чем в 2018 году. ФОМС следует этому курсу и в 2023 году.

Важнейшим направлением в реализации увеличения продолжительности жизни в России является профилактическая медицина, благодаря которой отслеживается вероятность тяжелых заболеваний на самых ранних стадиях, а пациенты получают необходимое профилактическое лечение, что значительно снижает количество случаев госпитализации больные с тяжелыми состояниями, вызванными острыми заболеваниями. Важную роль в реализации соответствующих механизмов играет диспансеризация, порядок прохождения которой совершенствуется из года в год. За последние 10 лет количество россиян, участвующих в профилактических осмотрах, увеличилось в 1,5 раза и составило в 2022 году 50 млн человек. Финансовое обеспечение таких мероприятий за тот же период увеличилось в 3,7 раза и только в прошлом году составило 128,5 млрд рублей.

Значительную роль в подготовке кадров и обслуживании медицинских учреждений ФОМС начал играть с 2016 года, когда за счет доходов от санкций в отношении медицинских организаций стали выделяться отдельные расходы на повышение квалификации медицинского персонала, приобретение и ремонт необходимого оборудования форму в ФОМС. За последние семь лет на эти цели выделено более 55 миллиардов рублей.

В целом в рамках базовой программы ОМС в России более 90% всего объема медицинского обслуживания населения страны оказывается по программе государственных гарантий, а в части финансирования за счет ФОМС средства для более чем 70 % предложения соответствующих процедур.

4. Итоги и планы

По словам Татьяны Соломатиной, основной задачей ФОМС в обозримом будущем будет предоставление дополнительных средств действующим программам, и делать это, очевидно, придется в нынешних очень сложных экономических условиях. При этом фонду придется наращивать свои возможности и корректировать приоритеты, чтобы бизнес был направлен на решение проблем, связанных с демографической ситуацией, с профилактической медициной, уверена она.

«Для выполнения программы госгарантий, безусловно, должно быть стопроцентное наполнение этого фонда за счет средств, выделенных государством на оказание медицинской помощи. Сегодня этих денег действительно не хватает, особенно в первичном звене, в системе здравоохранения. Государство вынуждено софинансировать многие программы по модернизации первичной медико-санитарной помощи, заявил зампред комитета по здравоохранению в беседе с «Экспертом».

Средства ОМС использовались и направляются на реализацию таких государственных программ и проектов, как ПНП «Здоровье», «Земский доктор», «Бережливая поликлиника», «Дорожная карта», региональных программ модернизации здравоохранения, и так далее. Эти программы повышают доступность и качество медицины в самых отдаленных уголках России, способствуют ремонту помещений, оснащению медицинских организаций современным оборудованием и привлечению лучших и наиболее профессиональных кадров, гарантируя достойную заработную плату медицинским работникам всех уровней. Это касается и жителей регионов, недавно вошедших в состав Российской Федерации.

«В 2022 году, когда в состав России вошли новые субъекты: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области, их жителям, наряду с гражданами Российской Федерации, гарантируется право на получение бесплатной медицинской помощи. В декабре 2022 года территориальные фонды обязательного медицинского страхования, созданные для выполнения функций страховых организаций. С 1 марта текущего года граждане начали получать обязательное медицинское страхование», — сказал Илья Баланин, выступивший с докладом, посвященным 30-летию системы обязательного медицинского страхования.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В этом году исполнилось 30 лет с момента создания Фонда обязательного медицинского страхования — ключевого финансового звена между учреждениями здравоохранения и их пациентами.