На форуме «Сильные для новой эпохи» президенту по предложению председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова представили проект реновации исторических центров городов. Девелопер Юрий Шередега предлагает синхронизировать различные государственные меры и инструменты, направленные на сохранение и восстановление памятников культуры. Тема заинтересовала Владимира Путина: он указал, что проблема стоит давно и ни одно из существующих решений не является оптимальным. Глава государства предложил опробовать представленный проект. Василий Аузан, директор Frontier, поделился своим мнением о проблеме развития исторических центров городов.
Реконструкция исторических центров городов является актуальной и сложной задачей. На практике российские города стоят на распутье: восстанавливать «старые территории» или строить новые.
Аргументы в пользу развития «старых» территорий хорошо известны. Современные подходы к городскому развитию сходятся во мнении о важности обеспечения плотной, а не разбросанной и разнообразной среды. Преимущества - насыщенность услугами, более высокое качество жизни, транспортная доступность. Кроме того, историческая среда является прямым и косвенным драйвером бизнеса: наследие привлекает туристов и жителей, создает среду для развития малого и креативного бизнеса и культуры.
Позиция противников первой концепции также по-своему логична и соответствует реалиям городского хозяйства в России: реконструкция центра города, включающая реставрацию памятников культуры, строительство нового жилья на Подобных масштабов ремонт общественных помещений – дело дорогое, требующее квалифицированной и кропотливой работы. Если памятники культуры находятся в неудовлетворительном состоянии, их реставрация в расчете на квадратный метр обходится в несколько раз дороже, чем строительство новых зданий. Освоение новых территорий, наоборот, позволяет строить большие объемы новой собственности и инфраструктуры с понятным уровнем затрат и отлаженными финансово-экономическими механизмами, не ограничивая себя трудностями работы в уже сложившихся условиях.
Какие могут быть решения и компромиссы, которые позволили бы «развязать» этот узел противоречий?
Некоторые из этих решений уже работают и внедряются. В последние годы активизировалась работа по разработке и реализации генеральных планов городов, особенно Дербента, Астрахани, городов Дальнего Востока. Помимо градостроительных решений, в эти документы включены экономические стратегии с горизонтом 10-15 лет, которые направлены на развитие перспективных городских отраслей, в том числе туризма и креативных индустрий, процветание которых напрямую связано с реализацией потенциала исторических центров.
Обратите внимание: Что нового в Монголии?.
Предлагаемые решения включают в себя как реставрацию и вовлечение в оборот объектов наследия и окружающей среды, так и создание новых достопримечательностей в исторических центрах – парков, музеев, пешеходных зон. Генеральные планы также включают механизмы финансирования планируемых изменений.
Обновление исторического центра не обязательно начинать со сложных проектов. В российской и мировой практике также есть достаточно эффективные специализированные проекты. Например, строительство современной транспортной инфраструктуры — легкого метро или трамвая — само по себе оказывает сильное влияние на экономику города: в мире есть прецеденты, когда стоимость недвижимости вблизи вновь проектируемых линий росла на десятки процентов . Есть и общегородские эффекты — развитие общественного транспорта позволяет освободить дороги, улучшить транспортную доступность и создать более дружелюбную среду. Недавно стартовала масштабная программа обновления электротранспорта в городах России, первые средства получил Нижний Новгород — более 400 млн рублей, полученных от ВЭБ.РФ и других источников.
Другой пример целевого проекта — Конкурс «Малые и исторические города» — действующий и относительно экономичный механизм улучшения городской среды в городах России. В 2023 году конкурс пройдет в восьмой раз, подано почти 400 заявок. Проведенные изменения не масштабны, это целенаправленные улучшения, но обновление знаковых мест для жителей укрепляет идентичность, создает новое качество жизни и повышает туристическую привлекательность. Наконец, в ряде городов действуют программы, направленные на вовлечение наследия в хозяйственный оборот силами частного бизнеса — «Рубль за метр». Несмотря на разные результаты, они тем не менее обеспечивают реставрацию объектов и вовлечение их в городское хозяйство на десятилетия вперед.
Какие шаги можно предпринять, чтобы реконструкция российских городских центров стала более масштабной?
Сегодня уже существует широкий спектр инструментов развития на разных уровнях, включая национальные проекты, государственные программы (такие как «Развитие культуры и туризма»), инициативы институтов развития. Координация усилий разных заинтересованных сторон и уровней с упором на работу с исторической средой может быть оправданной мерой с целью создания «единого окна», где бизнес, не обязательно крупный, и городские администрации могут получать специализированные рекомендации, инвестиционные ресурсы, и нормативно-правовая поддержка, особенно важная в работе с наследием.
Более широкое участие новых городских промышленных компаний в обновлении городских центров создает много преимуществ. Мировой опыт, прежде всего европейский опыт, дает ряд таких решений. В частности, в болгарском городе Пловдиве, культурной столице Европы 2019 года, старейшем постоянно населенном городе континента, стартовала программа «Креативный район Капан» по реконструкции исторического центра, в рамках которой мэрия инвестировала в благоустройство района и предложил компаниям креативной индустрии вести переговоры с владельцами помещений об аренде площадей, субсидируя первый год аренды. Такие механизмы более экономичны, чем масштабные проекты реконструкции, практически мгновенно становятся драйвером новой городской экономики и закладывают хороший фундамент для дальнейшего обновления исторических центров.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: На форуме «Сильные для нового времени» Президенту с подачи Председателя ВЭБ.