В российских городах, далеких от линии фронта, все чаще возникают вопросы о месте военнослужащих в общественном пространстве. Сталкиваются ли защитники Отечества с неприятием, и как на это смотрят сами участники специальной военной операции? Мы собрали мнения и реальные истории, чтобы понять природу этого явления.

Отказ в обслуживании человеку в форме — это не просто бытовой конфликт, а серьезный вызов, направленный в адрес государства и его ценностей. Представьте, если бы герои классического фильма «Место встречи изменить нельзя» действовали в современных реалиях. Их план по задержанию преступника Фокса в ресторане «Астория» мог бы провалиться из-за фейс-контроля, который не пропустил бы человека в военном обмундировании.
Контраст с послевоенным 1945 годом разителен. Тогда, среди послевоенной разрухи, офицеры с орденами, танцующие в ресторанах, были привычной и уважаемой частью городской жизни. Сегодня, когда страна вновь вовлечена в масштабный конфликт, двери многих заведений перед военными могут оказаться закрытыми как в столице, так и в регионах. Почему общество, имеющее богатую военную историю, демонстрирует порой забывчивость в отношении тех, кто его защищает? Чтобы найти ответ, мы поговорили с солдатами, ветеранами и членами их семей.
1. «Оставьте это в своей семье»: история проекта «Жены героев»
Летом 2023 года в Воронеже менеджер бара наотрез отказался пускать посетителя в военной форме, что вызвало широкий общественный резонанс. Примерно в то же время в Москве вручали Национальную премию в области интернет-контента, где одним из номинантов был проект «Жены героев».
Идея родилась в Самаре: женщины, чьи мужья участвуют в СВО, стали делать фотографии в их гимнастерках, чтобы поддержать близких. Флешмоб получил развитие, и его основательница Екатерина Колотовкина вместе с Альбиной Шамгуновой, чей муж погиб, спасая товарищей, были приглашены на церемонию.
Однако вместо признания они столкнулись с волной критики. Им приходили сообщения с обвинениями в «шоу» и советами «оставить переживания в семье». На самой церемонии их выступление было сильно сокращено, а кульминацией стало появление на сцене певицы, известной своей критикой действий российской армии. Для женщин это стало символом двойственности общественного восприятия.
2. «Зачем здесь эти плакаты?»: бытовое неприятие войны
Осенью 2022 года в саратовском баре отказались обслуживать добровольца, вернувшегося с фронта. По словам Александра Жучковского, ветерана боев на Донбассе, дело часто не в личной неприязни к военным. Многие горожане, стремящиеся к спокойной, размеренной жизни, воспринимают любые напоминания о войне — будь то форма или агитационные плакаты — как угрозу своему комфорту.
«Их сотрясает то, что нарушает привычный уклад. Эта реакция естественна, но с ней нужно работать через объяснение причин и целей происходящего», — считает Жучковский. Он подчеркивает, что связь между армией и обществом нуждается в постоянном укреплении, иначе в критический момент защищать может оказаться некого.
3. «Они боятся напоминаний»: дресс-код как предлог
В декабре 2022 года в Краснодаре солдату не позволили войти в бар, принадлежащий известному музыканту, сославшись на запрет камуфляжа. Михаил Полыньков, участник боевых действий, считает, что ссылки на дресс-код часто являются лишь прикрытием для личного отношения к СВО.
«Если бы правило действительно существовало, его бы формализовали. На самом деле это вызов не конкретному солдату, а государственной политике», — говорит Полыньков. Он отмечает, что большинство граждан относится к военным с уважением, а скандальные случаи — это исключение, за которым часто стоит внутренний протест тех, кто не может или не хочет открыто выразить свою позицию.
4. «Не хочу лишних вопросов»: выбор гражданской одежды
После инцидента в новосибирском баре в феврале 2023 года многие военнослужащие, находясь в тылу, предпочитают не привлекать к себе внимания. Леонид, контрактник с передовой, рассказывает, что после отпуска в Москве, где к нему пристал с провокационными вопросами незнакомец, он старается носить гражданскую одежду.
Александр Жучковский также признается, что за пределами фронта снимает погоны, чтобы избежать «ненужных реакций». Это решение продиктовано не страхом, а усталостью от необходимости постоянно быть на виду и объяснять свою роль.
5. «Здесь это у всех»: разница между фронтом и тылом
Сергей Григоров, историк и доброволец, отмечает контраст в восприятии. В прифронтовых городах, таких как Донецк, к военным подходят, благодарят, желают удачи — война здесь часть повседневной жизни каждого. В глубоком тылу, например, в Казани, многие живут так, будто конфликта не существует.
Альбина Шамгунова считает, что такое равнодушие — следствие долгого замалчивания роли армии. «Если бы задачи наших военных не скрывали, а говорили о них с гордостью, как в советское время, отношение могло бы быть иным», — полагает она.
6. «Вкладываем не в тех»: корни проблемы
Эксперты сходятся во мнении, что причина явления — системная. Александр Жучковский винит государство, которое десятилетиями формировало аполитичное общество потребления. Михаил Полыньков указывает на провалы в информационной политике и патриотическом воспитании.
«Мы долго закрывали глаза на важные профессии — врачей, учителей, военных. Любая негативная история тиражируется, создавая ложный образ. Но это те люди, которые пойдут защищать наших детей. В них нужно вкладываться, о них нужно говорить», — заключает Альбина Шамгунова.
Сергей Григоров уверен: военных нужно видеть в форме, в этом нет ничего стыдного. А заведения, которые их не пускают, должны нести ответственность.
7. Защитник «этого» Отечества: хрупкая связь
Солдаты на передовой переживают лишения, боль и потери, чтобы защитить страну. Горькой иронией выглядит ситуация, когда по возвращении в тыл они могут столкнуться с закрытыми дверями.
К счастью, такие случаи не носят массового характера, а владельцы заведений, как правило, приносят публичные извинения. Однако сам факт возникновения подобных ситуаций говорит о хрупкости связи между армией и обществом. Как сказала Альбина Шамгунова на одной из церемоний: «То, что вы сейчас спокойно гуляете с бокалом вина, — это все благодаря моему мужу, который там погиб». Услышали ли ее тогда?
Эта связь, выкованная веками, требует постоянной поддержки и укрепления. Если она разорвется, защищать в конечном счете будет некого.
Я написал тебе "До свидания!"
Я написал тебе "До свидания!"
Написал, но не отправил.
Потому что я жив, ты знаешь
И не покидал своего поста...
Стихотворение Нила Видса, 2022 г.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Есть ли место российскому солдату и военной форме на улицах тыловых городов.