Почему все время растет дефицит высококвалифицированных кадров в промышленности и как работает новый механизм подготовки ИТР — передовые инженерные школы

Почему дефицит высококвалифицированных кадров в промышленности все время растет, и как работает новый механизм подготовки инженеров - передовые инженерные школы

Почему все время растет дефицит высококвалифицированных кадров в промышленности и как работает новый механизм подготовки ИТР — передовые инженерные школы Презентация медицинского циклотрона уральских инженеров

Тенденция к импортозамещению закономерно привела к дисбалансу на рынке труда. По данным HeadHunter, количество вакансий для инженеров неуклонно росло на протяжении двух лет, только за первые два месяца 2023 года динамика составила почти 50%, а количество резюме в той же сфере сократилось на 6%. В будущем кривые спроса и предложения могут еще больше разойтись. В России насчитывается около 460 тысяч промышленных предприятий, и значительная их часть, от 10 до 100 % в различных отраслях промышленности, лишилась доступа к импортным технологиям, а значит, стала нуждаться в специалистах для построения новых производственных процессов.

Эту потребность нельзя закрыть быстро. Несмотря на то, что рост спроса на технику и технику был предсказуем и давно заложен в стратегические планы (инновационная программа модернизации была введена в 2009 году, а разговоры о необходимости диверсификации экономики начались еще раньше), сложившаяся ситуация с большой нехваткой "физиков" все же оказалась форс-мажорной. Увеличение количества бюджетных мест по инженерным специальностям в вузах не помогает. В 2022 году Минобрнауки России было вынуждено продлить сроки приемной кампании из-за отсутствия желающих поступить на технические факультеты; в 2023 году с большой долей вероятности произойдет то же самое. Количество участников профильного ЕГЭ по математике уменьшилось на 20 тысяч по сравнению с прошлым годом (с 302 тысяч до 282 тысяч), а численность населения текущей возрастной группы новоиспеченных выпускников увеличилась за счет роста рождаемости в середине 2000-х гг. Учитывая, что чуть более 20% выпускников ежегодно не сдают экзамен, около 226 000 человек наберут необходимые баллы, что примерно на 20 000 человек меньше требуемых баллов.

При обсуждении этой асимметрии специалисты говорят о проблеме низкого качества преподавания математики и физики в школах, а также о снижении мотивации современной молодежи к работе в реальном секторе экономики на ответственных должностях: например, на радио электроники, по данным Минпромторга РФ, в профессии осталось всего пять процентов недавно закончивших профильные факультеты.

Не существует быстрых решений проблемы нехватки технических средств. В апреле этого года парламент Татарстана направил в Государственную Думу РФ законопроект, в котором предлагалось обязать бюджетников отработать три года с распределением, а в случае отказа возместить государству на расходы на образование. Однако эта инициатива, вдохновленная постановлением ЦИК СССР, СНК СССР «Об улучшении использования молодых специалистов» 1933 г., положившим начало внедрению уже забытого механизма адресного распределения , подвергся критике со стороны рассматриваемой выборки и даже не был принят к рассмотрению. Скажем честно: в экономике, сочетающей разные формы собственности, у него нет шансов.

Больше надежд возлагается на менее радикальные программы с отсроченным эффектом. Мы уже писали (см. «Технологии в дар стране», «Эксперт» №13 за 2023 год) о научно-образовательных центрах (НОЦ), которые работают с 2018 года и призваны изменить ситуацию с кадрами в регионах. Сегодня мы рассмотрим еще один крупный федеральный проект - Перспективные инженерные школы (АНШ), которые будут направлять студентов факультетов естественных наук в инженерные и далее на предприятия реального сектора. Этот новый тип ступени высшего образования был утвержден еще в апреле 2022 года. Он разработан Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и поэтому направлен на решение общей задачи эти структуры - максимально возможная интеграция научных, образовательных и производственных процессов.

С июля по декабрь прошлого года на создание передовых инженерных школ было выделено 2,5 млрд рублей; средства распределялись на конкурсной основе в виде грантов в размере около 83 млн рублей каждый. Всего в конкурсе приняли участие 90 ведущих вузов, 30 из которых получили поддержку. Победители расположены в 15 регионах, во всех федеральных округах. Пул индустриальных партнеров представлен 40 крупными компаниями, специализирующимися в области авиационной и ракетно-космической техники, атомной энергетики, биотехнологий и сельского хозяйства, машиностроения, химической промышленности, медицинского приборостроения и информационных технологий. Среди них КамАЗ, Роскосмос, Алмаз-Антей, Сибур, Татнефть, Газпром нефть, Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация, Ростех, Росатом и другие. Общий объем инвестиций корпоративного сектора в ведущие инженерные школы в прошлом году превысил три миллиарда рублей.

Первое полугодие работы НСП профильное министерство оценило со знаком «плюс», финансирование проекта на 2023 год увеличилось в четыре раза и превысило 10 млрд рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в зависимости от результатов

1. Гарантии и бонусы

В университете передовые инженерные школы находятся на одном уровне с факультетами, но являются межфакультетскими подразделениями, реализующими образовательные, научные и технологические программы. В отличие от классических факультетов, которые, как правило, являются монодисциплинарными, НСП в большей степени ориентированы на научно-техническую повестку и создание востребованной продукции. Образовательная функция школы заключается в том, чтобы научить студентов не только инженерной теории, но и реальному созданию популярных продуктов в профессиональных командах компаний-партнеров.

В большинстве университетов NSP является инженерной версией магистерской программы. В школу принимаются студенты, получившие степень бакалавра наук и намеревающиеся построить карьеру в сфере высокотехнологичного производства. В ходе обучения они получают необходимые инструменты для профессиональной деятельности, цифровые навыки (программирование, методы ИИ), а также курсы, направленные на конкретную сферу деятельности, которые обычно читают представители компаний-партнеров. Общим для всех магистерских программ NSP является сквозной курс системной инженерии. В некоторых университетах передовые инженерные школы представляют собой полноценные отделения с программами бакалавриата, специалитета и магистратуры. Часто студенты NSP получают повышенные материальные надбавки. Например, «Ростсельмаш, партнер школы ДонГУ, выплачивает студентам стипендию в размере от 30 000 до 50 000 рублей в месяц» в зависимости от успеваемости. Приезжим из других регионов платят за то, чтобы снять квартиру или получить жилье в новом кампусе университета.

2. Прикладная ориентация

В школах создаются центры компетенций (технологические платформы), где команды вузов и промышленности ищут пути преодоления конкретных научно-технологических барьеров для развития своих инженерных направлений. Центры ориентированы на решение прикладных задач; их инфраструктура позволяет создавать продуктовые линейки, которые впоследствии компании-партнеры выводят на рынок.

Например, в школе передового инжиниринга Новосибирского государственного университета (НГУ) есть пять технических площадок: биотехнологии, геофизика для нефтегазовой отрасли, космическое приборостроение, оптические датчики, экология и переработка сырья. Среди реализованных проектов — запуск спутника «Норби-2» на околоземную орбиту, создание платформы геофизического мониторинга на основе распределенных волоконно-оптических датчиков и биоинформационных систем для генных технологий.

Школа Университета ИТМО готовится к запуску в опытное производство усилителей для строительства трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск-Владивосток, разрабатывает модель гирокресла для инвалидов, датчики для онлайн-мониторинга уровня глюкозы; а также спектрофотометры для Татнефти и волоконно-оптические фильтры для систем квантового распределения ключей по заказу РЖД.

В НИШ МФТИ студенческие инженерные отряды создают радары, беспилотные летательные аппараты и автономные транспортные средства. В школе CyberAutoTech Казанского федерального университета электромобили разрабатываются совместно с КамАЗом.

Каждая школа выбирает для себя тематический профиль в зависимости от отраслевой принадлежности отраслевого партнера.

Обратите внимание: Показ фильма Джеймс Бонд: "Не время умирать" отложено до апреля 2021 года.

Из 22 направлений наиболее популярными стали авиационная и ракетно-космическая техника и цифровые технологии (в них участвуют по четыре НСП), а также биология и биотехнология в сельском хозяйстве, медицинское приборостроение, моторостроение, искусственный интеллект и цифровые технологии» (три NSP каждый).

3. Лидерам — полмиллиарда

Для самих студентов обучение в ведущих инженерных вузах дает практически гарантированные возможности трудоустройства после окончания учебы. Предполагается, что большинство из них продолжит работу в организациях-партнерах, где они получили свои первые инженерные навыки и прошли внеучебную практику через школы. При этом у выпускников не будет обязательств перед индустриальными партнерами – это обучение не целевое, а основанное на обоюдном интересе и добровольном волеизъявлении сторон. Как отметил в интервью «Эксперту» директор НГУ Сергей Головин, в ходе обучения студент получит как необходимые профессиональные знания, так и опыт работы в технологической отрасли, а в дальнейшем может как интегрироваться в действующие проекты, так и начать их собственный.

Первое полугодие работы НСП профильное министерство оценило со знаком «плюс», финансирование проекта на 2023 год увеличилось в четыре раза и превысило 10 млрд рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в зависимости от результатов школ. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, под результатами следует понимать «эффективность взаимодействия вузов и промышленных партнеров, то, как они вовлекают студентов в решение насущных инженерных задач на производстве». В группу лидеров вошли НИШ ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет Петра Великого, Московский физико-технический институт и Томский политехнический университет. Они получат гранты по 514 млн рублей каждый. Во вторую группу вошли 20 вузов с объемом финансирования 348,221 млн руб.; в третьем - шесть вузов, которые получат по 182 440 млн рублей каждый.

Уже известно, что программа Advanced Engineering Schools будет масштабироваться, а вскоре последует вторая волна отбора вузов для создания NSP. Сколько их потребуется, зависит от темпов реализации программ импортозамещения, а также от активности отрасли по освоению новых ниш, на которые западные компании не претендуют в российском сегменте из-за санкций.

4. Мировые качели


В российской истории это уже третий виток роста всеобщего интереса к технике. Первый произошел почти сто лет назад, в годы пятилетки 1929-1933 гг., когда подготовка инженеров также была признана делом государственной важности; второй - в послевоенный период. Оба периода были продуктивными. Перед Великой Отечественной войной передовой для того времени гусеничный трактор ШТНЗ-НАТИ (в 1937 г удостоен Гран-при Международной промышленной выставки в Париже), танк Т-34, штурмовик Ил-2, лампа «Рекорд» приемники, телевизоры с электронно-лучевой трубкой. В 1950-е годы - ракеты и первый искусственный спутник Земли; Автомобиль ГАЗ-21 (первая «Волга»), получивший Гран-при на Всемирной выставке «Экспо» в Брюсселе, самолет Ту-114, автомобиль МАЗ-530 и телевизор «Темп-3», получившие награду на той же выставке. А в 1959 году «Литературная газета» опубликовала ставшее вскоре знаменитым стихотворение Бориса Слуцкого «Физика и тексты», отражение расцвета технокультуры, которая, кстати, тогда охватила весь мир, а не только СССР.

Сегодняшний "спрос на логарифмы" тоже не локален, говорят о серьезной нехватке инженерных кадров в США, Великобритании, Германии и во всем ЕС, и даже Китай, который до сих пор сохраняет статус мировой фабрики, быстро развернули новый проект 2022 года по «технической интеграции с обучением», который направлен на восполнение нехватки квалифицированных инженеров в отрасли. В ближайшие годы следует ожидать всемирный взрыв инвестиций в инженерное образование и запуск мощных программ, стимулирующих приток свежих сил в отрасль, чему способствует сегментация технологических рынков, чему способствуют санкции, и ожидание обществом перехода отрасли на более экологичное и безопасное производство.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков:

— Федеральный проект «Передовые инженерные школы» позволит не только подготовить кадры, необходимые для высокотехнологичных производств, но и трансформировать инженерное образование в стране в целом. Каждая из школ выполняет две важные задачи, которые тесно связаны между собой. Первый – это создание новых образовательных программ в вузах, повышение квалификации преподавателей, а также привлечение в вузы лучших практиков из промышленности. Второе – решение конкретных задач для промышленных партнеров, участие которых стало одним из основных условий создания передовых инженерных школ.

Бизнес всегда соглашается не только на слова, но и на инвестиции. А объем софинансирования, привлеченного ведущими инженерными вузами в 2022 году от партнеров, составил 3,16 млрд рублей, что более чем вдвое превышает запланированные нашими вузами цифры. По результатам оценки различных показателей эффективности Совет по грантам на государственную поддержку создания и развития передовых инженерных школ определил объем финансирования на 2023 год, он был увеличен в четыре раза и составил более 10 млрд рублей…

Есть запрос в обществе и со стороны государства на инженеров нового формата, и мы читаем этот запрос. Минобрнауки России внимательно следит за каждой из 30 передовых инженерных школ как за одним из инструментов, который поможет решить проблему подготовки инженеров для высокотехнологичных отраслей экономики».

Ключевая миссия передовой инженерной школы — погрузить студенческие команды в реальную проектную деятельность.

Высшая инженерная школа Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) ориентирована на подготовку специалистов и проектных групп в области электроники, приборостроения и телекоммуникаций. О подготовке элитных инженеров и сотрудничестве с крупными российскими компаниями «Эксперту» рассказал глава НСП Антон Лощилов.

«Сегодня экономика как никогда нуждается в специалистах высокого уровня. Какую роль в этом процессе играют инженеры?

— От качества инженерного образования зависят целые отрасли, но недостаточно просто подготовить кадры для конкретных должностных функций. Выпускники должны обладать навыками совместной работы, быть ориентированными на бизнес, понимать конечную ценность продукта. Это может быть обеспечено, если обучающиеся еще в процессе обучения будут вовлечены в реализацию проектов, направленных на создание продукции, востребованной на рынке.

В нашей модели образования все студенты участвуют в таких проектах. Для их реализации формируются команды. Каждый из обучающихся выполняет определенную роль (исследователя, технолога, конструктора и так далее), совместно с наставником-руководителем определяет перечень задач и формирует комплекс дисциплин, стажировок, мероприятий, необходимых лично ему и коллективу как целое.

Мы создали биржу проектов, где представлены проекты, инициированные индустриальными партнерами, ведущими научными коллективами и университетской стартап-студией. Темы выбирает комиссия, состоящая из представителей партнеров и менеджеров центральных направлений NSP.

В сентябре мы планируем запустить 30 проектов. За два года команды должны пройти путь от идеи проекта до MVP продукта с проверенной бизнес-моделью и защищенной интеллектуальной собственностью.

— Как вы взаимодействуете с индустриальными партнерами?

— Программа развития NSP осуществляется при поддержке семи индустриальных партнеров. Кстати, три компании — ООО «СТК» («Системы. Технологии. Связь»), АО «НПФ «Микран» и ООО «ТЕСАРТ» — были основаны нашими выпускниками.

NSP выступает катализатором совместной деятельности – площадкой для апробации новых продуктов и направлений исследований, технологий практико-ориентированного обучения проектных команд в мировом суде. Партнеры обеспечивают софинансирование, участвуют в исследовании проектов, предоставляют исследовательскую и технологическую инфраструктуру.

— Есть ли примеры успешных проектов, реализованных на базе NSP?

- Можем предоставить пример радиоретранслятора DMR во взрывозащищенном арктическом исполнении (разработка в интересах СТК), измерительную арматуру и программное обеспечение для характеризации материалов бытовой СВЧ (разработка в интересах НПЦ «Микран»). Также отмечу проект базового оперативного центра по оказанию услуг наблюдения и доставки грузов с использованием беспилотных авиационных комплексов, разработку бортовой космической техники и компонентной базы для ее создания.

Беседовала Анна Королева

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Почему все время растет дефицит высококвалифицированных кадров в промышленности и как работает новый механизм подготовки ИТР — передовые инженерные школы.