В России реализуется масштабный проект по созданию передовых инженерных школ (ПИШ), призванный подготовить новое поколение высококлассных инженеров, способных решать сложнейшие технологические задачи. Эти школы станут кузницей кадров для обеспечения технологического суверенитета страны.

Министерство науки и высшего образования РФ объявило о старте дополнительного отбора вузов для участия в конкурсе на создание опережающих инженерных школ. Как сообщил на ПМЭФ куратор проекта Андрей Келлер, в этом году планируется выбрать десять новых участников этой стратегической инициативы.
1. Новая модель инженерного образования
Проект «Передовые инженерные школы» — это ответ на растущие запросы российского бизнеса к качеству инженерных кадров. Он реализуется в рамках госпрограммы «Приоритет-2030» и является частью стратегии научно-технологического развития России.
Запуск проекта совпал с периодом структурных изменений в экономике, что сделало проблему дефицита квалифицированных инженерно-технических специалистов особенно острой. Цель инициативы — создать и масштабировать на всю страну принципиально новую модель инженерного образования, ориентированную на междисциплинарность и практику.
«Сегодня экономике нужны специалисты, готовые работать на стыке дисциплин. Часто бывает, что инженер отлично проектирует, но не владеет цифровыми инструментами для решения своих же задач», — поясняет суть нового подхода Андрей Келлер.
К 2030 году в России должно быть создано 100 таких школ. На сегодня в 15 регионах уже работают 30 ПИШ. Финансирование проекта впечатляет: в 2023 году на него выделено 10 млрд рублей, а общий объем бюджетных средств до 2030 года составит 90 млрд рублей. Важно, что проект реализуется на паритетных началах с привлечением частных инвестиций.
Обучение будет вестись по ключевым для экономики направлениям: микроэлектроника, фотоника, биотехнологии, искусственный интеллект, атомная энергетика, нанотехнологии и другие.
ПИШ готовят не массовых инженеров, а профессиональную элиту — специалистов, способных видеть и решать нетривиальные задачи, неочевидные для обычного конструктора. Более 150 ведущих российских компаний, включая «Роскосмос», «КАМАЗ», «Сибур», «Газпром нефть», выступают индустриальными партнерами школ.
2. Региональные проекты: от экомашин до бортовой космической электроники
Каждая школа фокусируется на задачах, актуальных для своего региона и промышленных партнеров.
Например, в Казанском федеральном университете в школе передового машиностроения CyberTech молодые инженеры работают над созданием экологически чистого автомобиля с нулевым выбросом углерода и электрогрузовика с российскими аккумуляторами и водородным двигателем.
Школа «Когнитивная инженерия» Новосибирского государственного университета занимается разработкой бортовых датчиков для космических аппаратов, цифровых систем улавливания углерода и приборов для диагностики онкологических заболеваний.
В Самарском государственном медицинском университете ПИШ готовит элиту нейротехнологов и биоинженеров, которые будут создавать, в том числе с использованием ИИ, продукты для реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
География проекта обширна: больше всего школ создано в вузах Поволжья и Центральной России, также участвуют университеты Северо-Запада, Сибири, Юга, Урала и Дальнего Востока.
3. Урал и Западная Сибирь: фокус на двигателестроение и цифровое производство
В этих промышленно развитых регионах создано три передовые инженерные школы, тематика которых тесно связана с местной специализацией.
Уфимский университет авиационных технологий создал школу «Двигатели будущего», которая в кооперации с индустриальными партнерами, включая «КАМАЗ» и Объединенную двигателестроительную корпорацию, работает над высокоэффективными электрическими и гибридными силовыми установками для авиации. Одним из амбициозных проектов является создание полностью электрического самолета.
Пермский политехнический университет (ПНИПУ) выбрал направление «Двигателестроение, искусственный интеллект и цифровые технологии». Его школа намерена внести весомый вклад в федеральную программу развития авиапромышленности, которая предполагает многократное увеличение производства отечественных самолетов и, как следствие, кардинальные изменения на рынке авиадвигателей.
Уральский федеральный университет (УрФУ) сформировал школу «Цифровые технологии в промышленности», ориентированную на сотрудничество с ключевыми игроками уральского машиностроительного и металлургического кластера.
4. Интервью с представителем УрФУ: цели и методы новой школы
— Почему УрФУ выбрал именно направление «Цифровое производство»?
— На Урале сконцентрирован мощный промышленный кластер: машиностроение, металлургия, энергетика. Сейчас эти отрасли проходят глубокую трансформацию через внедрение новых технологий. Исходя из этого, мы и выбрали такое стратегическое направление.
— Какие основные цели ставит перед собой ваша школа?
— У нас три ключевых вектора. Первый — подготовка инженеров нового качества, чьи компетенции будут полностью соответствовать запросам наших индустриальных партнеров. Второй — активная исследовательская деятельность, включая цифровое проектирование энергоэффективных двигателей и разработку новых материалов. Третье направление — аккумуляция и передача передовых технических знаний специалистам компаний.
— Какие инструменты используются для достижения этих целей?
— Мы идем по пути создания продуктовых команд, которые формируются еще на этапе обучения для работы над реальными проектами по заказу предприятий. Будущие инженеры получают широкое образование, включающее цифровые компетенции, основы системной инженерии, а также так называемые «мягкие навыки»: командную работу, коммуникацию, ответственность за результат. Для исследований мы создаем современную материально-техническую базу с упором на российское инженерное ПО и тесно сотрудничаем с научными центрами компаний-партнеров.
— Как меняются образовательные программы?
— В 2022 году студенты начали обучение по новой программе бакалавриата «Системный анализ и управление» и магистерской программе «Системная инженерия». Повышение квалификации прошли 133 сотрудника и преподавателя, в том числе на площадках компаний-партнеров.
— Каковы стратегические планы?
— Наша цель — построить инженерную школу мирового уровня и открытую систему подготовки элитных инженерных кадров. Это позволит эффективно проводить цифровую трансформацию предприятий машиностроения и металлургии в центре Евразии. Нашими стратегическими партнерами в этом стали «Синара – Транспортные машины» и «Трубная металлургическая компания», а также ряд других ведущих промышленных предприятий Урала.
Обратите внимание: Турция может закрыться для туристов в ближайшее время.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Передовые инженерные школы нацелены на подготовку специалистов, способных решать нетривиальные задачи.