Твердая позиция России по зерновой сделке укрепила отношения с Турцией

Недавние переговоры между Россией и Турцией наглядно продемонстрировали, что принципиальная и непреклонная позиция Москвы в отношении так называемой «зерновой сделки» не привела к охлаждению отношений с Анкарой. Напротив, она способствовала укреплению двусторонних связей, выявив реальный баланс интересов и взаимозависимость сторон.

Президент России Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (справа налево) на встрече в Сочи

Диалог между Москвой и Анкарой в последние годы представляет собой сложный дипломатический процесс. Логика заключаемых соглашений часто не лежит на поверхности, а многие детали остаются за закрытыми дверями. Это объяснимо, поскольку отношения строятся не на абстрактной дружбе, а на прагматичном учете множества взаимосвязанных интересов в торговле, политике и безопасности.

Общественное восприятие этих переговоров часто искажается из-за активности турецких СМИ, которые склонны распространять инсайды, утечки и откровенные фейки. Политики в Анкаре нередко используют медийное поле для создания выгодного себе информационного фона.

Так, этим летом через турецкую прессу транслировался нарратив о «тяжелом положении» России после выхода из зернового соглашения, что якобы вынуждало Владимира Путина лично просить Реджепа Эрдогана о его продлении. Эта картина не учитывала ни нарушения Анкарой обязательств (как в случае с передачей Украине командиров «Азова»), ни реальных экономических интересов самой Турции, привыкшей извлекать выгоду из транзита украинского зерна.

Ожидаемого визита российского лидера в Турцию не последовало. Выход России из сделки стал суровой реальностью, которая ударила и по турецкой экономике. В результате Эрдогану пришлось признать, что в переговорах он заинтересован больше, чем Москва, и сам отправиться на встречу в Сочи.

Однако было бы ошибкой сводить весь диалог только к зерновому вопросу. Со времени предыдущей встречи лидеров (октябрь 2022 года) накопился целый комплекс вопросов, где пересекаются интересы двух стран: ситуация в Сирии, на Кавказе, в Центральной Азии, Ливии и Афганистане. Не менее важен и стремительно растущий экономический сотрудничество, критически значимый для обеих сторон.

1. Экономические реалии и политические амбиции

Готовясь к майским выборам, Эрдоган стимулировал экономику щедрыми социальными обещаниями и инфраструктурными проектами. Часть этих планов, например, обещание сделать газ бесплатным, напрямую зависела от доброй воли России, предоставившей Турции отсрочку платежей.

После победы на выборах пришло время расплачиваться. Объявленный курс на «жесткую денежно-кредитную политику» для борьбы с инфляцией, выросшей до 58.9% в августе, стал сигналом для западных инвесторов. Однако ожидаемого притока капитала не последовало. Экспорт падает, импорт растет, а валютные резервы находятся под давлением. В этих условиях тесное экономическое сотрудничество с Россией, включая импорт, в том числе параллельный, и доступ к дешевым энергоресурсам, становится для Анкары вопросом выживания.

Экономические трудности также сдерживают военно-политическую экспансию Турции в соседних регионах, вынуждая Анкару искать компромиссы с Москвой, которая проводит там активную политику.

Переговоры в Сочи были призваны упорядочить этот сложный клубок противоречий и взаимных интересов. Конкретные договоренности не анонсировались, но, как отметил Владимир Путин, были детально рассмотрены все ключевые вопросы взаимодействия в сферах безопасности, экономики и культуры.

2. Зерновая сделка: принципиальность и прагматизм

Эрдоган настаивал на продлении зерновой инициативы, так как она укрепляла статус Турции как влиятельного международного игрока и приносила экономические дивиденды. Задача России была четкой: не допустить продления на прежних условиях, но при этом учесть интересы партнера.

Соглашение, подписанное в июле 2022 года, Западом преподносилось как краеугольный камень глобальной продовольственной безопасности. Однако факты показывали, что основными бенефициарами были отнюдь не беднейшие страны, а Китай, Испания, Турция, Италия и Нидерланды.

Москва неоднократно указывала на систематическое невыполнение своих условий: санкционные ограничения на экспорт российских зерна и удобрений не снимались, доступ к SWIFT для обслуживающих банков не восстанавливался, работа аммиаковода «Тольятти-Одесса» была сорвана Киевом. Западные препятствия экспорту продовольствия из России, являющейся крупнейшим производителем зерна, полностью противоречили декларируемым целям соглашения.

Россия долго проявляла терпение, отчасти идя навстречу просьбам Эрдогана в преддверии выборов. Однако дисбаланс стал слишком очевиден, и 17 июля Москва воспользовалась своим правом выйти из сделки.

По итогам сочинской встречи Владимир Путин четко обозначил позицию: Россия готова вернуться к соглашению, но только после полного выполнения всех первоначальных условий по снятию ограничений с ее аграрного экспорта. В качестве альтернативы Москва предложила новую схему: поставку 1 миллиона тонн российского зерна по льготной цене для переработки в Турции и последующей бесплатной передачи нуждающимся странам при спонсорстве Катара. Кроме того, Россия в одностороннем порядке поставит 25-50 тысяч тонн зерна беднейшим государствам.

Таким образом, Турция, удовлетворив часть своих экономических интересов, сохраняет возможность лоббировать новое соглашение по украинскому зерну, но уже не вопреки, а в соответствии с российскими условиями, требуя от Запада учесть требования Москвы. Как заявил Эрдоган, «Украине необходимо смягчить свой подход».

3. Экономическое сотрудничество: новые горизонты

Стороны с удовлетворением отметили рост товарооборота, достигшего рекордных $62 млрд в 2022 году и продолжившего рост в 2023-м. Активно развивается использование национальных валют в расчетах.

Особое внимание было уделено энергетике. Владимир Путин выразил надежду на скорейшее завершение переговоров по созданию газового хаба в Турции, для чего «Газпром» уже передал турецкой стороне проект дорожной карты. Продолжается успешное строительство АЭС «Аккую», первый энергоблок которой будет запущен в следующем году, а Эрдоган выразил заинтересованность в строительстве российской стороной второй АЭС в Синопе.

4. Региональная безопасность и украинский кризис

Обсуждение региональных вопросов, включая Сирию, Ливию и украинский кризис, заняло важное место в переговорах. Путин напомнил, что при посредничестве Турции в 2022 году проекты мирных документов с Киевом были уже согласованы, но затем украинская сторона их отвергла. Россия не отказывается от посреднических услуг, в том числе турецких, китайских или африканских, но любые новые инициативы должны обсуждаться с Москвой, чего не происходит. Эрдоган, в свою очередь, констатировал, что «на горизонте нет обнадеживающих перспектив мира».

5. Стратегические параллели

Несмотря на тактические разногласия в различных регионах, у Москвы и Анкары обнаруживается значительная общность в оценке мировых процессов. Неоднократные заявления Эрдогана о необходимости построения более справедливого миропорядка и интерес Турции к БРИКС сближают ее с Россией на идеологическом уровне.

Ожидаемого после выборов сближения Анкары с Вашингтоном не произошло. Турция, безусловно, будет пытаться извлекать выгоду из взаимодействия с Западом, но тесный союз с ним означает подчиненное положение, что противоречит геополитическим амбициям Эрдогана. Западные ресурсы для Анкары — не цель, а средство для достижения собственного величия.

В отношениях с Россией Турция порой ведет себя жестко, «работая локтями» в защите своих интересов. Однако Москва, судя по всему, воспринимает это как неизбежные издержки масштабного и взаимовыгодного партнерства, фундамент которого после сочинских переговоров выглядит только прочнее.

Обратите внимание: Скандал с Российской бодибилдершей в аэропорту, хочу знать ваше мнение....

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Российско-турецкие переговоры продемонстрировали, что занятая Москвой твердая позиция по отношению к «зерновой сделке» не только не поссорила ее с Анкарой, но, напротив, укрепила двусторонние отношения.