Российско-турецкие переговоры показали, что твердая позиция, занятая Москвой в отношении «зернового соглашения», не только не рассорила Анкару, а наоборот укрепила двусторонние отношения
Президент России Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (справа налево) на встрече в СочиПереговоры между Россией и Турцией в последние годы представляют собой особое дипломатическое событие, когда логика заключаемых соглашений и выраженных обещаний, имеющая несколько точек пересечения, не всегда была четко видна, а значительная часть сделок проходила совершенно за закрытыми дверями двери. Что и неудивительно, поскольку речь идет не о добрососедском союзе, а о постоянной прагматичной торговле, включающей в меню множество взаимозависимых пунктов.
Анализ очередного дипломатического приема всегда осложняется деятельностью турецкой прессы, которая склонна привлекать внимание общественности постоянными инсайдами, утечками, догадками и откровенными фейками. А политики в Анкаре часто подыгрывают и разыгрывают одни и те же выступления в СМИ в своих собственных интересах.
Именно благодаря турецким журналистам этим летом мы узнали, "в каком тяжелом положении оказалась Россия" после выхода из "зернового соглашения", поэтому Владимир Путин должен лично просить о продлении, причем не у кого-нибудь, а у самого Реджепа Эрдогана, и нигде ничего, а исключительно на земле турецкого султана.
И это несмотря на решение Эрдогана в июле передать Украине командиров батальона "Азов" (запрещенная в России организация), находившегося в Турции после падения обороны Мариуполя, что было явным нарушением ранее взятых на себя обязательств - это было отмечено российской стороны.
Накануне переговоров Эрдоган излучал уверенность и оптимизм и, не колеблясь, заявил, что у него и Путина есть «общие позиции» относительно «зернового соглашения» и что они оба, как сообщается, считают, что его следует продлить. Иными словами, Эрдоган пригласил Путина в Турцию для подписания заранее заключенного им соглашения.
Однако турки не дождались «анонсированного» визита российского лидера, и выход России из «зернового соглашения» оказался не мистификацией, а суровой реальностью, которая бумерангом перевернула турецкую экономику, уже привыкшую к зарабатывание денег на украинском зерне. В результате Эрдоган был вынужден признать, что переговоры нужны ему больше, чем Москве, и сам отправился в Сочи на встречу со своим российским коллегой.
Однако было бы абсурдно сводить двусторонний диалог только к продовольственному вопросу. Предыдущая встреча Путина и Эрдогана состоялась почти год назад — в октябре 2022 года. За это время явно накопилось множество других вопросов там, где пересекаются российско-турецкие интересы: в Сирии, на Кавказе, в Центральной Азии, Ливии, Афганистане.
Кроме того, это фактор бурно развивающегося экономического сотрудничества между Россией и Турцией. То, что сегодня для Анкары не менее важно, чем для Москвы.
1. Похмелье после выборов
Готовясь к президентским выборам в мае этого года, Эрдоган изо всех сил старался «разогнать» экономику, насытить ее дешевыми деньгами, снизить налоги, повысить пенсии и зарплаты чиновникам и одновременно запустить различные проекты развития: Анкара - Построена высокоскоростная железная дорога в Сивасе, авиабазы для борьбы с лесными пожарами, военно-промышленный комплекс представил новые образцы современного оружия.
Среди прочего, в предвыборные проекты Эрдогана входило обещание на год сделать природный газ бесплатным для бытовых потребителей, что напрямую зависело от доброй воли России, предоставившей Турции отсрочку платежей за газ на сумму $600 млн до 2024 года.
После победы Эрдогана на президентских выборах пришло время для турецкой экономики отплатить за период «неслыханной щедрости». Стремясь остановить растущие проблемы, Эрдоган объявил о необходимости «жесткой денежно-кредитной политики», чтобы снизить инфляцию до однозначных цифр. Это заявление было воспринято наблюдателями как изменение экономических взглядов турецкого президента, но прежде всего это было приглашение западных инвесторов в страну.
Однако приток денег в турецкую экономику с Запада не поступил, и инфляция выросла до 58,9% в августе (47,8% в июле). В конце лета ЦБ Турции в очередной раз повысил ключевую процентную ставку – с 17,5 до 25%. Во втором квартале текущего года экспорт в страну снизился на 9%, а импорт увеличился на 20,3%. На фоне фактического отсутствия валютных резервов (чистые валютные резервы Турции в мае вновь стали отрицательными на $150 млрд) наращивание экспорта становится для государства вопросом выживания.
экономические проблемы вынуждают Эрдогана более тесно сотрудничать с Россией, которая нуждается в турецком импорте, в том числе параллельном, а Турция заинтересована в дешевых российских энергоресурсах и разнообразной высокотехнологичной продукции.
Помимо риска внутренней нестабильности, экономические трудности являются сдерживающим фактором для военно-политической экспансии Анкары в Сирии, на Кавказе и в Африке, что, в свою очередь, вынуждает ее идти на трудные компромиссы с Москвой, которая проводит активную внешнюю политику в этих регионах.
Переговоры Путина и Эрдогана, состоявшиеся в Сочи, были призваны упорядочить сложный клубок российско-турецких противоречий и взаимных интересов. Никаких конкретных договоренностей не было анонсировано, лидеры не подписали документы, но надо понимать, многие вещи просто остались за кадром.
"Мы подробно рассмотрели все ключевые вопросы российско-турецкого взаимодействия в сфере безопасности, экономической, политической, культурной и гуманитарной сферах. Обменялись мнениями по актуальным темам международной и региональной повестки дня", - резюмировал Владимир Путин.
2. Зерновой вопрос
Эрдоган постоянно отстаивал идею продления «зернового соглашения» по двум причинам: во-первых, соглашение подтвердило роль Анкары как влиятельного международного игрока, а во-вторых, транзит и переработка украинского зерна позволяли зарабатывать деньги, что в текущая экономическая ситуация не является лишней для Турции.
Задача России на этих переговорах была проста: не допустить продления соглашения, если его условия не будут выполнены, но при этом удовлетворить политические и экономические интересы Турции.
«Зерновое соглашение», или «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов», было подписано 22 июля 2022 года между Россией, Турцией, Украиной и ООН. Западные страны провозгласили это соглашение краеугольным камнем продовольственной безопасности развивающихся стран.
Однако факты противоречили этим утверждениям: в пятерку крупнейших покупателей украинской сельхозпродукции вошли Китай, Испания, Турция, Италия и Нидерланды, а на долю стран с низкими доходами приходилось лишь три процента украинского экспорта.
При этом Москва постоянно обращала внимание на то, что российские условия соглашения не выполняются. Владимир Путин обозначил список требований России: вывод поставок российского зерна и удобрений из-под санкций; устранить препятствия для российских банков и финансовых учреждений, обслуживающих поставки продовольствия и удобрений, и подключить их к системе SWIFT; возобновление поставок в Россию запасных частей и комплектующих для сельскохозяйственной техники и производства удобрений; решить все проблемы с фрахтованием судов и страхованием российских экспортных поставок продовольствия и удобрений, обеспечить логистику поставок; возобновление работы аммиачного трубопровода Тольятти-Одесса; Разблокируйте российские активы, связанные с сельским хозяйством.
"Целью данной инициативы является содействие безопасному экспорту зерна и сопутствующих пищевых продуктов и удобрений, в том числе аммиака, из портов Одесса, Черноморск и Южный (порты Украины)", - говорится в тексте инициативы.
Однако Киев не только возобновил работу аммиачного трубопровода Тольятти-Одесса, но и взорвал участок в Северо-Западном регионе. Украина отказывается выполнять свои обязательства и возобновлять перевозки аммиака под предлогом необходимости соблюдения антироссийских санкций. При этом российские газ и нефть беспрепятственно транспортируются через страну по трубопроводам в ЕС, поскольку Киев финансово заинтересован в их работе.
Что касается других российских требований, то о них в документе действительно нет конкретного упоминания, но, учитывая, что Россия обеспечивает все условия для экспорта украинского зерна, препятствия Запада аналогичному российскому экспорту выглядят как насмешка над здравым смыслом.
Запад не устает повторять, что главная цель «зернового соглашения» — обеспечение глобальной продовольственной безопасности, а его прекращение практически равносильно началу голода в развивающихся странах. В то же время Россия является более крупным производителем зерна, чем Украина, и препятствия российскому экспорту продовольствия противоречат всем вышеизложенным принципам.
Москва слишком долго ждала удовлетворения требований, отчасти из-за просьб Эрдогана о помощи в преддверии президентских выборов, поскольку его оппонент Кемаль Кылычдароглу мог легко вернуть Турцию в западный лагерь.
Были и другие аргументы. Например, само соглашение стало основой глобального и постоянного диалога между Россией, Турцией, Украиной, Европой, США, Китаем, странами Азии и Африки: такой представительный форум, хотя и отсутствует, является редким явлением в современном мире конфликтный мир.
Кроме того, пока действовало «зерновое соглашение», в Азово-Черноморском бассейне было относительное затишье; Хотя украинцы прибегали к терактам, надводным и подводным атакам на российскую инфраструктуру, они старались ограничиться военными объектами. В условиях активного международного судоходства в этом регионе массовый терроризм будет чреват случайным взрывом иностранного судна и крупным скандалом.
Обратите внимание: Скандал с Российской бодибилдершей в аэропорту, хочу знать ваше мнение....
Таким образом, Россия сохранила безопасность своих торговых путей.Но в конце концов перекос в «хлебном соглашении» стал слишком очевиден, и 17 июля Москва объявила о прекращении своего участия в соглашении, на что имела полное право. "Эта инициатива будет действовать в течение 120 дней с момента подписания всеми сторонами и может быть автоматически продлена на такой же срок, если ни одна из сторон не уведомит другую о своем намерении прекратить инициативу или внести в нее изменения", - говорится в документе.
Тем не менее, по итогам переговоров в Сочи Владимир Путин напомнил: "Хотелось бы подтвердить нашу принципиальную позицию: мы будем готовы рассмотреть возможность реанимации "зернового соглашения", об этом я сегодня еще раз сказал Президенту". И мы сделаем это сразу - сразу, как только все прописанные в нем договоренности по снятию ограничений на экспорт российской сельхозпродукции будут полностью реализованы", - заявил президент России.
И все же в обмен на старое соглашение Москва обещала организовать поставку миллиона тонн зерна из России "по льготной цене" для переработки в Турции, а затем бесплатно передать его беднейшим странам. "В этом смысле мы также рассчитываем на помощь государства Катар", - сказал Путин. То есть Доха будет спонсировать эти поставки.
Кроме того, Россия в одностороннем порядке бесплатно поставит 25-50 тысяч тонн зерна беднейшим странам.
Таким образом, Турция, частично удовлетворив свои экономические интересы, имеет возможность продолжить попытки возродить прошлое или разработать новое соглашение об экспорте сельхозпродукции с территории Украины, подтвердив свою роль одного из глобальных центров принятия решений. Но сегодня Анкара делает это не вопреки, а в соответствии с российскими интересами, требуя от Запада учесть требования Москвы.
Возможно, первый миллион тонн зерна, который позволит загрузить мощности турецкого мукомольного завода, не станет последним, если Анкара продолжит так же внимательно прислушиваться к российским аргументам. "Что касается совместных шагов Украины и России, Украине необходимо смягчить свой подход, особенно в настоящее время", - заявил Эрдоган на пресс-конференции.
Кроме того, Россия может рассматривать такое соглашение как компенсацию Турции за риск организации серого импорта в нашу страну.
Зачастую Турция, отстаивая свои интересы, как на восточном базаре, "слишком активно работает локтями" в отношениях с Россией. Но Москва, похоже, давно осознала эти риски двустороннего сотрудничества
3. Экономическое сотрудничество
В Сочи стороны с удовлетворением отметили продолжающийся рост товарооборота, который по итогам 2022 года увеличился на 86% и достиг рекордных 62 миллиардов долларов, а за первое полугодие текущего года вырос еще на четыре процента.
"Наблюдается тенденция к более активному использованию национальных валют - рубля и лиры - в коммерческих обменах... Наши центральные банки активно участвуют в развитии корреспондентской сети между финансово-кредитными организациями двух стран", - сказал он сказал президент России.
Путин выразил надежду на быстрое завершение переговоров по созданию газового хаба в Турции. "Газпром" передал компании "Боташ" проект дорожной карты по реализации этого проекта. "На повестке дня - создание совместной рабочей группы, согласование правовой базы функционирования хаба, механизмы торговли и передачи купленных газа", - сказал Путин.
Подчеркнуто расширение торговли в сфере сельского хозяйства и металлургии. Стороны также отметили успешное строительство АЭС «Аккую», первый энергоблок которой будет запущен в следующем году. А Эрдоган выразил надежду, что российские специалисты смогут затем построить вторую АЭС в турецком городе Синоп.
4. Перспективы мира нет
- Нам тоже есть о чем поговорить по поводу обеспечения безопасности в регионе. Конечно, мы не оставим без внимания вопросы, связанные с украинским кризисом... Конечно, мы очень много сделали для ситуации в Сирии... Конечно, в регионе есть и другие страны, я имею в виду ливийское направление. Есть много других вопросов двустороннего и международного характера, которые, безусловно, будут сегодня в центре нашего внимания", - озвучил Путин основные темы международного переговорного трека.
Но стороны лишь обнародовали результаты обсуждения украинского кризиса. Путин отметил, что президента Турции всегда волновал вопрос урегулирования ситуации вокруг Украины, "и сегодня он уделил этому большое внимание, в том числе в ходе переговоров с глазу на глаз».
Российский лидер напомнил, что ранее при посредничестве Эрдогана уже была достигнута договоренность с Киевом, проекты документов были согласованы между российской и украинской делегациями (эти переговоры проходили в Турции и длились с конца марта по начало марта) май 2022 г).
«Но потом Украина отправила их на свалку — просто никто к этому не возвращается. Мы слышим о каких-то новых инициативах, но это с нами никогда не обсуждалось. Поэтому мы не воспринимаем ничего нового. Что касается посреднических услуг, то мы никогда от них не отказывались. Нам также известны посреднические предложения и инициативы со стороны Китайской Народной Республики и африканских государств. Конечно, мы также благодарны Президенту Турции за его усилия в этом направлении, Путину сказал, дав понять, что все посреднические усилия сводятся на нет из-за неспособности Киева вести переговоры.
Со своей стороны, Эрдоган практически согласился с оценкой своего российского коллеги, заявив, что "на горизонте нет обнадеживающих перспектив мира».
5. Общие интересы
В целом, несмотря на то, что Москва и Анкара порой поддерживают противоположные силы в регионах своего присутствия, в общих оценках происходящих в мире процессов у сторон больше общего, чем противоречий.
В прошлом Реджеп Эрдоган с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН неоднократно заявлял о необходимости построения более справедливого мирового порядка. Осторожный интерес Анкары к участию в БРИКС проистекает из этих фундаментальных амбиций. Что делает турок идеологическими союзниками России, несмотря на ряд практических разногласий.
Ожидаемое многими наблюдателями сближение Анкары и Вашингтона после президентских выборов в Турции не состоялось. Разумеется, Эрдоган намерен выжать максимальную политическую и экономическую выгоду от взаимодействия с США и ЕС, например, шантажируя Запад вето против приема Швеции в НАТО или сотрудничества с Россией.
Однако тесный союз с Вашингтоном и Брюсселем по умолчанию подразумевает подчиненное положение Анкары и ставит крест на мечтах Эрдогана о справедливости и великой геополитической роли Турции. Западные деньги или современные системы вооружений, которых Анкара требует от своих союзников по НАТО, являются не целью, а средством достижения собственных амбиций султана.
Зачастую Турция, отстаивая свои интересы, как на восточном базаре, слишком активно «работает локтями» в отношениях с Россией, готовая почти за бесценок покупать лепешки гёзлеме или бросать оружие во врага, под видом многосторонней дружбы. Но Москва, похоже, давно усвоила эти риски двустороннего сотрудничества и воспринимает их как мелкие нестыковки в рамках действительно значимых совместных проектов с Анкарой.
Больше интересных статей здесь: Новости.