Расширение московского метро: транспортный прорыв или угроза регионам?

Метрополитен — это не просто транспорт, а важнейший фактор повышения качества городской жизни. Чем больше станций и линий, тем выше мобильность и комфорт жителей. Историческим примером служит Париж, чье метро в первой половине XX века стало символом прогресса и во многом способствовало статусу города как неформальной столицы мира.

1. Московский метрополитен: мировой лидер

Париж долгое время удерживал пальму первенства, однако в 2023 году, с запуском Большой кольцевой линии (БКЛ), Москва вышла на первое место в мире по протяженности и пассажиропотоку. Развитие не останавливается: в ближайшие два-три года планируется ввод в эксплуатацию как минимум 16 новых подземных станций. Как отметил мэр Сергей Собянин в своем отчете перед Мосгордумой, одна из новых линий соединит музей-заповедник «Архангельское» с районом Рублево, где находится водозаборная станция, снабжающая столицу чистейшей водой.

2. Будущее за наземными скоростными диаметрами

В перспективе темпы строительства классического подземного метро могут замедлиться — вряд ли будет построено более 40 новых станций. Основной акцент сместится на развитие надземных Московских центральных диаметров (МЦД) и других скоростных наземных линий. Это логично: для связи с городами-спутниками и соседними регионами, такими как Тула, Тверь или Калуга, эффективнее использовать наземные магистрали.

Такое решение откроет новые возможности. Жителям столицы станет удобнее добираться до загородных домов в радиусе 150-200 км от МКАД. Для жителей других городов поезда, курсирующие со скоростью около 220 км/ч (уже сейчас на МЦД достигается скорость более 180 км/ч), сделают Москву по-настоящему близкой. При такой скорости путь от Твери до центра Москвы или от Калуги до соответствующей станции метро в столице займет чуть больше часа.

Обратите внимание: Динамо Москва-Трактор. Аргументированный Прогноз на матч 01.10.2020..

Однако у этой медали есть и обратная сторона.

3. Транспортная доступность и демографический дисбаланс

Удобное и быстрое сообщение может усугубить и без того серьезную проблему — концентрацию населения в столичном регионе. Точная численность населения Москвы и области является предметом споров. По официальным данным, здесь проживает около 22 миллионов человек (13,5 млн в Москве и 8,5 млн в области). Однако с учетом незарегистрированных мигрантов и временно проживающих эксперты оценивают реальную численность агломерации в 40-50 миллионов человек. Это означает, что в столичном регионе может быть сосредоточена пятая, а по некоторым оценкам — почти треть населения России.

Для сравнения, в Уругвае почти все население живет в столице Монтевидео, но масштабы России делают подобную сверхконцентрацию особенно тревожной.

4. Экспертное мнение: угроза для регионов

Юрий Крупнов, председатель Института демографии, миграции и регионального развития, в интервью «Свободной прессе» отметил парадокс ситуации: «Когда Москва расширится до Тулы, возникнет вопрос: как сделать так, чтобы все тульцы не ездили в Москву? Собянин молодец, что повышает транспортную доступность. Но массовая миграция в Москву — это тоже проблема».

Проблема не нова. Еще в 1970-е годы руководство страны осознавало риски чрезмерного роста столицы и принимало решения об ограничении ее расширения.

«Москва справится, — считает Крупнов. — Столичный регион обладает ресурсами, чтобы принять практически все население страны. Но кто тогда будет жить в нечерноземных районах?»

Эксперт подчеркивает, что, действуя в интересах Москвы, власти делают все правильно. Однако при этом возникает острый вопрос об интересах остальной России. Необходима комплексная региональная политика, которая создаст условия для развития на всей территории страны, чтобы люди ехали не только в один пункт назначения, а миграционные потоки были разнонаправленными.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Москва справится с наплывом приезжих. Но кто будет жить в местах, откуда люди уехали на метро в один конец?.