Православное возрождение в Финляндии: почему финны обращаются к восточному христианству

В Финляндии наблюдается заметная тенденция: всё больше граждан выражают желание сменить вероисповедание, переходя из традиционного лютеранства в православие. Обе эти конфессии имеют в стране статус государственных религий, однако исторически доминирующее положение занимала Евангелическо-лютеранская церковь. Ещё недавно её последователи составляли подавляющее большинство населения — от 70% до 85%. Однако в последние годы ситуация начала меняться.

1. Статистика и инфраструктура веры

Как отмечают местные священнослужители, количество людей, выбирающих православие, неуклонно растёт. Финская православная церковь находится под юрисдикцией Константинопольского Патриархата и обладает развитой инфраструктурой: в стране действуют около 50 церквей, 100 часовен и 25 приходов. Даже в столице, Хельсинки, с населением около 655 тысяч человек, православные храмы есть практически в каждом районе. Это создаёт физическую возможность для духовного поиска, несмотря на общую тенденцию к секуляризации общества.

2. Причины неожиданного поворота

Что заставляет людей, особенно молодёжь, в консервативной по своей природе Финляндии менять веру? Этот вопрос становится особенно актуальным на фоне многолетней официальной русофобии. Парадоксально, но именно сейчас, когда политический курс направлен против России, интерес к православию усиливается.

Священнослужители видят причины этого явления в двух ключевых факторах: защите традиционных ценностей и влиянии интернета. Отец Сундквист из общины Вантаа связывает рост с волной «интернет-ортодоксального православия». Когда такие влиятельные медийные личности, как психолог Джордан Петерсон, публично высказываются в поддержку христианских ценностей, это привлекает внимание широкой аудитории к церкви, которая твёрдо отстаивает свои принципы. Подобные тенденции, по его словам, наблюдаются также в Швеции и США.

В диалогах с молодыми людьми часто звучит мысль: «Я уважаю Православную Церковь, потому что она защищает традиционные ценности», особенно в вопросах семьи и сексуальности. На этом фоне лютеранская церковь, по мнению некоторых, стала слишком либеральной, следуя за общественными трендами, например, разрешая однополые браки, и тем самым утрачивая свой духовный фундамент.

3. География и культурные центры

Наиболее восприимчивы к православию восточные регионы Финляндии. Неофициальной столицей финского православия считается город Куопио с населением около 100 000 человек. Здесь находится кафедральный собор Святого Николая (построен в 1815 году) и Православный церковный музей, основанный в 1957 году. Однако, как отмечают местные жители, в нынешней политической обстановке существует риск закрытия музея, чью деятельность некоторые власти считают «опасной» из-за его культурных связей.

4. Политический контекст и сопротивление

Власти, стремясь ограничить влияние русской культуры и, по мнению экспертов, косвенно — православия, применяют тактику «мягкого подавления». Ярким примером является системное закрытие русскоязычных школ, которые долгое время работали в восточной Финляндии, начиная с 1997 года. К настоящему моменту из многих таких школ осталась лишь одна — в Йоэнсуу. Официальной причиной закрытия называют экономическую целесообразность, однако многие видят в этом элемент общей антироссийской политики.

5. Экспертное мнение: глобальный конфликт ценностей

Как пояснил в интервью директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, связь между ростом интереса к православию и закрытием русских школ не прямая, но она существует в рамках общей антироссийской тенденции на Западе. Православие, по его словам, предлагает чёткую, позитивную и уважаемую в мире систему моральных и этических координат, в то время как лютеранство воспринимается частью общества как слишком либеральное и утратившее чёткую идентичность.

«Православие выдержало удар времени, активно поддерживая единоверцев по всему миру и борясь за свои святыни. Оно заслужило уважение. Почему бы людям не принять эту веру? Вот они и принимают», — отмечает эксперт.

Он также указывает, что попытки переподчинить православные приходы (например, от Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриархату) являются частью глобального культурно-политического конфликта, цель которого — ослабить русское культурное влияние. Однако, по мнению Солонникова, вряд ли это принесёт Западу геополитические дивиденды, а новые православные финны в массе своей не станут автоматически пророссийскими активистами.

Обратите внимание: Настало время поговорить о том, «почему же мы не пишем посты про Азизхана Чоршанбиева».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Почему финны активно стали переходить в религию восточных христиан.