Диаспоры в России могут получить статус иностранных агентов: новый законопроект и его последствия

В конце мая в Государственную Думу планируется внести важный законопроект, который может кардинально изменить положение этнических диаспор в России. Документ предлагает приравнять диаспоры к категории «иностранных агентов» и полностью запретить их финансирование из-за рубежа. Принятие этих поправок способно оказать серьёзное влияние не только на внутреннюю ситуацию в стране, но и на её отношения с соседними государствами.

1. Суть законодательной инициативы

Инициатором изменений выступил депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев. Он подготовил новую редакцию Федерального закона №74 «О национально-культурной автономии». По мнению законодателя, само понятие «национально-культурная автономия» требует пересмотра. Матвеев настаивает, что диаспоры, представляющие интересы этнических общин своих исторических государств на территории России, по своей сути являются иностранными агентами и должны регулироваться соответствующим законодательством.

2. Масштабы явления: статистика и реальность

Официальные данные о численности диаспор в России часто расходятся с реальностью. Например, в феврале 2022 года заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев оценивал общую численность массовой диаспоры в 1–5 миллионов человек. Однако эксперты, такие как доцент РАНХиГС Михаил Бурда, приводят иные цифры: только за прошлый год в страну прибыло около 3,1 миллиона человек, а общее число выходцев из Узбекистана может достигать 4,9 миллиона, из Кыргызстана — около миллиона.

При общем населении России примерно в 147 миллионов человек (данные 2021 года) на её территории проживает около 200 различных этнических групп. Это включает как коренные народы страны, так и многочисленных выходцев из республик бывшего СССР. Армяне, азербайджанцы, таджики и киргизы давно стали неотъемлемой частью социального ландшафта многих российских городов.

Парадоксально, но при этом около 3 миллионов этнических русских, проживающих в Казахстане, зачастую сталкиваются с трудностями при переезде на свою историческую родину.

3. Цели реформы: интервью с инициатором

В интервью «Свободной прессе» Михаил Матвеев подробно объяснил логику предлагаемых изменений. Он подчеркнул разницу между «национально-культурной автономией», которая, по его мнению, должна заниматься адаптацией мигрантов, и «диаспорой», которая связана с зарубежными странами. Депутат предлагает заменить в законе термин «автономия» на «ассоциация», что, по его замыслу, снимет вопросы о создании этнических анклавов внутри России.

Главное нововведение — запрет на иностранное финансирование таких организаций. Любое экономическое взаимодействие с исторической родиной за пределами России должно будет сопровождаться маркировкой в соответствии с законом об иностранных агентах. Приоритет государственной поддержки, по мнению Матвеева, должен быть отдан коренным народам России, не имеющим собственного государства за её пределами, таким как чуваши, мордва или буряты.

4. Последствия статуса «иностранного агента»

Присвоение диаспорам статуса иностранного агента повлечёт за собой ряд серьёзных ограничений. Согласно действующему законодательству, такие организации не могут:

  • Создавать информационную продукцию для детей или заниматься образовательной деятельностью с несовершеннолетними.
  • Участвовать в государственных закупках и получать бюджетное финансирование.
  • Использовать упрощённые системы бухгалтерского учёта.
  • Размещать рекламу, что существенно ограничивает их потенциальные доходы.

Кроме того, граждане со статусом иностранного агента не могут работать на госслужбе, иметь доступ к государственной тайне или занимать военные должности.

5. Контекст: ужесточение миграционной политики

Обсуждение законопроекта происходит на фоне общего ужесточения миграционной политики после трагических событий в «Крокус Сити Холле». Власти предприняли ряд мер, включая массовые проверки и депортацию нелегальных мигрантов, а также ограничения на их работу в сфере транспорта, такси и общественного питания в более чем десяти регионах. Официальной целью этих действий объявлено обеспечение безопасности граждан.

Некоторые эксперты и общественные деятели проводят параллели между современными диаспорами и организованными преступными группировками 1990-х годов, отмечая их тенденцию к созданию закрытых сообществ, решению вопросов вне правового поля и влиянию на местные власти. Известны случаи, когда городские администрации консультировались с лидерами диаспор по миграционным вопросам, опасаясь возможных беспорядков.

6. Мнения экспертов: решит ли это проблему?

Среди экспертов нет единого мнения относительно эффективности предлагаемых мер. Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв, например, считает, что запрет официальных диаспор может привести лишь к уходу этих структур в тень и созданию неформальных, ещё менее контролируемых объединений. По его мнению, ключ к регулированию миграции лежит не в запретах, а в жёстком администрировании разрешительных процедур и квотировании.

Журавлёв также указывает на экономический аспект: крупный бизнес заинтересован в притоке дешёвой рабочей силы, и этот фактор часто перевешивает любые законодательные ограничения. Проблемы с интеграцией и знанием русского языка, по его словам, легко «обходятся» за счёт коррупционных схем.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

В настоящее время юристы дорабатывают окончательную редакцию законопроекта. По словам Михаила Матвеева, правительство вносит в текст «некоторые косметические изменения». Окончательное решение по этому чувствительному вопросу, затрагивающему миллионы людей и межгосударственные отношения, остаётся за парламентом.

Читайте новости, мнения и комментарии об иммиграции и иммиграции в темах «Свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Мигранты уже пытаются диктовать России свои правила, и это лишь начало.